21-09-17 / 2017
Новости отрасли
Франция не так едет

Счетная палата Франции 14 сентября обнародовала письмо ее президента Дидье Миго, отправленное главе Министерства экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства Франции Николя Юло и министру транспорта Элизабет Борн. В нем сообщается о результатах исследований, проведенных в период с 2008 по 2016 год, после которых в ведомстве пришли к выводу, что, несмотря на усилия бизнеса и властей, железнодорожные грузоперевозки в стране остаются экономически неустойчивыми и это ставит под сомнение эффективность государственной транспортной политики.

Государственный грузоперевозчик Fret SNCF не справляется с конкуренцией. В исследованиях изучалась деятельность двух дочерних компаний в собственности национального железнодорожного оператора SNCF: грузового подразделения Fret SNCF и лизингового предприятия Akiem, созданного в конце 2007 года для оптимизации управления парком грузовых локомотивов материнской компании. Также в Счетной палате рассмотрели деятельность грузоперевозчика VFLI – частного (с прошлого года) дочернего предприятия SNCF, работающего с 2008 года с целью помочь компании адаптироваться к либерализации рынка железнодорожных перевозок. В результате в Счетной палате пришли к заключению, что, несмотря на усилия по реформированию Fret SNCF и успех нишевых стратегий создания специализированных дочерних компаний, состояние государственного грузового оператора остается "хрупким и экономически нежизнеспособным".

Из всех видов деятельности SNCF лишь грузоперевозки сталкиваются с конкуренцией не только со стороны других видов транспорта, но и со стороны сторонних операторов начиная с 2006 года. Поэтому в 2005 году государство осуществило рекапитализацию Fret SNCF на сумму 1,4 млрд евро в обмен на реструктуризацию, призванную повысить клиентоориентированность перевозчика.

В результате с 2008 по 2015 год оператор сократил собственный штат с 14 933 до 7420 сотрудников. Между 2009 и 2011 годом компания продала большую часть собственных локомотивов (262 единицы) Akiem, арендовав впоследствии 101 из них, что, по оценке ведомства, подчеркивает масштаб избыточности парка Fret SNCF в этот период. Объем вагонного парка также существенно сократили: с 700 тыс. единиц в 2005 году до 150 тыс. в 2014 году. Тем самым состоялся переход от политики транспортировки обособленных груженых вагонов к перевозкам "множественных партий нескольких клиентов".

В Счетной палате отмечают, что, несмотря на реструктуризацию, расходы Fret SNCF по-прежнему слишком высоки, поскольку их отношение к обороту предприятия приблизительно в два раза выше, чем у VFLI в 2014 году. И важным фактором, влияющим на прибыльность компании, являются стоимость и условия работы персонала: так, средний доход сотрудников Fret SNCF увеличивался на 2,8% в год в период с 2008 по 2014 год, тогда как в целом в транспортной отрасли лишь на 1,66%. В то же время средняя продолжительность отсутствия работников оператора выросла с 10,5 дня до 12,8 дня, тогда как у VFLI, напротив, сократилась с 6,9 дня до 6,6 дня.

Благодаря реструктуризации операционные убытки Fret SNCF значительно снизились, но по-прежнему эквивалентны 23,9% оборота в 2015 году, когда компания потеряла 253 млн евро при выручке 1,06 млрд евро. Чистый долг более чем удвоился с 2008 по 2014 год – с 1,794 млрд евро до 4,025 млрд евро, а стратегический план компании предусматривает его увеличение еще на 27,5% – до 5,1 млрд евро к 2020 году.

В то же время VFLI быстро рос, захватив 38% французского рынка грузовых железнодорожных перевозок к 2015 году, пока доля Fret SNCF постоянно снижалась. По оценке Счетной палаты, VFLI был успешным благодаря гибкости своего предложения, социальной структуре и более избирательной нишевой бизнес-модели, что позволило адаптироваться к изменениям на рынке. Компания Akiem также остается успешной, о чем свидетельствуют ее положительные результаты, рост бизнеса и диверсификация клиентов. "Действительно, постоянные трудности Fret SNCF контрастируют с неоспоримым успехом ее дочерних компаний", – заключили в Счетной палате. С 2009 года французское правительство реализует новую стратегию поддержки железнодорожных перевозок, нацеленную на перенаправление на рельсы части транспортных потоков. Однако доля железнодорожного транспорта на внутреннем грузовом рынке снизилась с 10,2% в 2008 году до 9,5% в 2014 году, а объемы перевозок за тот же период сократились на 21% – с 40,4 млрд ткм до 32,2 млрд ткм. По оценке Счетной палаты, эту тенденцию, обусловленную общим спадом промышленного производства, "усугубляет плохое состояние сети, что серьезно ухудшило надежность железнодорожных маршрутов, отведенных для грузовых поездов, и, следовательно, качество обслуживания, считающееся существенным для грузоотправителей, которые из-за этого перенаправили трафик на другой транспорт, особенно на автодороги".

"Счетная палата отмечает сохранение противоречий в том, как государство принимает на себя двойную роль в этой сфере в качестве движущей силы транспортной политики и в качестве акционера SNCF Mobilities (материнская компания Fret SNCF. – Ред.). Несмотря на свое постоянное стремление поддерживать железнодорожные перевозки, в последние годы государство предприняло важные инициативы, которые, по сути, неблагоприятны для них: постановление, доводящее до 44 тонн максимально допустимый вес, перевозимый грузовиками, отказ от экологического налога", – отметил он.

Министерство экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства Франции не публиковало официального ответа на письмо Счетной палаты. Но министр транспорта Элизабет Борн 19 сентября объявила трехмесячную Национальную конференцию по транспорту, призванную вовлечь широкую общественность в обсуждение основных направлений политики и инвестиционных приоритетов в отрасли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.09.2017