11-11-15 / 2015
Новости отрасли
"Фосагро" не хватает серы

Компания обвиняет "Газпром" в недопоставках

Как и предполагал "Ъ", июльское решение суда по многолетнему спору между "Фосагро" и "Газпром серой" вокруг поставок жидкой серы заложило основы для продолжения конфликта. Теперь "Фосагро" заявляет, что гарантированные судебным решением поставки идут не полностью, из-за чего компании пришлось даже останавливать мощности в Череповце. По мнению "Газпром серы", проблема в дефиците специальных вагонов-серовозов и чрезмерных требованиях "Фосагро". Очевидного выхода из ситуации не видно, и она может завершиться очередным судебным разбирательством.

"Фосагро", основной потребитель жидкой серы в России, обвинило структуру "Газпрома" -- "Газпром серу" -- в недопоставке сырья на "Фосагро-Череповец". Как пояснили "Ъ" в химической компании, ситуация "уже привела к срыву производственной программы предприятия, простаиванию части мощностей и невыполнению договоренностей перед рядом потребителей удобрений в период проведения ими закупочной кампании перед весенними полевыми работами". По данным "Фосагро", за январь--август "Газпром сера" недопоставила заводу в Череповце 70 тыс. тонн жидкой серы из 740 тыс. тонн годового контрактного объема.

"Газпром сера" -- торговый оператор группы "Газпром", в которую входят два крупнейших российских производителя серы -- "Газпром добыча Астрахань" и "Газпром добыча Оренбург". Транспортный оператор -- "Газпром транс". В 2014 году "Газпром" поставил в России 1,9 млн тонн серы (81% потребления). Компания выпускает гранулированную и жидкую серу (крупнейшие потребители жидкой -- "Фосагро" и "Еврохим").

Новый конфликт потребителя с поставщиком серы стал продолжением старого, который промежуточно завершился в июле вердиктом арбитражного суда Московского округа. Тогда "Фосагро" удалось добиться изменения ценообразования на жидкую серу, а также роста контрактных объемов ее поставок в 2015-2017 годах на 20% с примерно 1,65 млн тонн в 2014 году (см. "Ъ" от 13 июля). В августе "Газпром сера" опротестовала решение кассационной инстанции в Верховном суде.

Заместитель гендиректора по юридическим вопросам "Газпром серы" Ольга Образцова пояснила "Ъ", что сейчас поставка жидкой серы всем покупателям, в том числе компаниям "Фосагро-Череповец" и "Апатит" (тоже входит в "Фосагро"), "осуществляется исходя из технических ограничений, связанных с дефицитом вагонов для перевозки серы". По словам госпожи Образцовой, группе "Фосагро" жидкая сера отгружается в установленных судом объемах, но при этом "Фосагро" регулярно требует увеличения поставок для "Апатита". При этом, по решению суда, в 2015 году на "Фосагро" и так приходится около 89% объемов жидкой серы, который возможно перевезти существующими цистернами-серовозами, тогда как у "Газпром серы" уже заключены договоры поставки с другими покупателями жидкой серы на 23% от общего объема. Ольга Образцова уверяет, что "Фосагро-Череповец" может увеличить потребление гранулированной серы, но не делает этого.

В "Фосагро" отмечают, что "Газпром сера" сама гарантировала поставки именно жидкой серы, после чего потребители отказались от плавильных агрегатов для потребления гранулированной серы. С начала года, подчеркивают в холдинге, на поставки жидкой серы он потратил более 4,5 млрд руб. "при ее практически нулевой себестоимости" (сера извлекается как побочный продукт при переработке газа.-- "Ъ"). По мнению "Фосагро", "при таком уровне рентабельности продаж серы" группа "Газпром" вполне могла бы заменить устаревшие вагоны-серовозы.

Парк цистерн для серы характеризуется высоким уровнем износа, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров: средний возраст парка в России (1,5 тыс. штук) -- 28 лет при нормативных 24 годах. К 2020 году должны быть списаны почти все вагоны. При этом цистерна для жидкой серы очень дорогая -- от 6 млн руб. за штуку, а альтернативными видами подвижного состава производители воспользоваться не могут, поскольку давно демонтировали плавильные мощности. Раньше основным методом поддержания парка цистерн была их модернизация, обходящаяся существенно дешевле закупки новых (0,8-1,3 млн руб.), однако после запрета продления срока службы вагонов к этому методу прибегнуть уже не удастся. В "Фосагро" говорят, что в случае отсутствия "приемлемого решения" холдинг снова пойдет в суд. Впрочем, пока не очевидно, чем там могут помочь.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ11.11.2015