26-07-17 / 2017
Новости отрасли
Формула парка

ОАО "РЖД" и Союз операторов железнодорожного транспорта согласовали методику определения потребного парка грузовых вагонов. Документ призван помочь в планировании перевозок и исключить перепроизводство подвижного состава. Его направили на рассмотрение регулирующим ведомствам – в Минтранс, Минпромторг и Минэкономразвития.

"Методические рекомендации по определению потребного парка грузовых вагонов в Российской Федерации" сформировала рабочая группа СРО Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) при участии представителей ОАО "РЖД" и отраслевых научных организаций.

"Целью настоящей методики является разработка единого метода определения потребного парка грузовых вагонов на сети железных дорог в РФ в разрезе родов подвижного состава на планируемый период, отвечающего следующим требованиям: точность и общедоступность расчета, учет основных факторов развития отрасли", – значится в документе. Под основными факторами, в частности, понимаются ввод в эксплуатацию инновационного подвижного состава и изменение корреспонденции вагонопотоков.

Согласно документу расчет потребного парка производится на основе данных по объемам погрузки с разделением по родам подвижного состава и основным грузам. Составляется матрица с использованием статистических данных распределения грузов по родам вагонов и месяцам за отчетный период, рассчитывается статистическая нагрузка для каждого рода по каждому месяцу. Затем на основании полученных данных и прогнозируемых объемов погрузки составляется матрица распределения грузов по родам подвижного состава на планируемый срок, определяется период максимальной погрузки по каждому роду и производится расчет потребного парка в месяц для каждого рода вагона.

Формула включает произведение показателей среднесуточного количества вагоноотправок в максимально прогнозируемый период погрузок, оборота вагонов в сутки и коэффициента ремонта (см. справку). Оно суммируется с показателем, учитывающим разницу между количеством российских вагонов, находящихся на пространстве широкой колеи, и вагонов собственности стран СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии, находящихся на территории России.

Для определения величины потребного парка грузовых вагонов в РФ используются прогноз погрузки ОАО "РЖД" (на основе прогноза развития национальной экономики, разработанного Минэкономразвития России), отчетные формы компании, данные информационного хранилища Главного вычислительного центра – филиала холдинга.

Заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник Управления движения ОАО "РЖД" Анатолий Кужель пояснил "Гудку", что раньше количество потребного парка грузовых вагонов на рынке никак не определялось.

"Оно поддерживалось по наитию. Каждый участник рынка считал общее количество вагонов правильным, а методика поможет рассчитать оптимальное количество вагонов того или иного вида", – заключил он.

Руководитель пресс-службы СОЖТ Ирина Шабанова сообщила, что работа над методикой шла в течение двух лет. Документ направлен регуляторам на прошлой неделе, теперь они должны одобрить и принять его.

Ранее председатель президиума СОЖТ Константин Засов отметил, что методика определения потребного парка поможет сохранить баланс парка на сети и не допустить нового витка перепроизводства вагонов.

"Необходимость разработки методики определяется задачей удовлетворения спроса грузоотправителей и обеспечения устойчивого роста экономики страны, эффективности использования подвижного состава, формирования инвестиционной программы операторского сообщества, актуализации производственных планов предприятиями вагоностроения", – резюмировали в СОЖТ.

Мнения участников рынка грузовых перевозок касательно востребованности методики разделились.

Генеральный директор АО "Первая грузовая компания" Олег Букин считает, что такая методика необходима всем участникам рынка. По его словам, при текущей высокой волатильности ставок операторам довольно сложно формулировать инвестиционные программы, которые напрямую зависят от ставки оперирования. И методика определения потребного парка позволит сдержать эту волатильность, определять востребованность родов подвижного состава, принимать решения по отраслям машиностроения, а также более взвешенно подходить к вопросам субсидирования приобретения вагонов.

По мнению генерального директора АО "Первая тяжеловесная компания" Владимира Сосипаторова, методика в первую очередь должна работать на упреждение, оценивать предстоящий период от полугода до года, чтобы не упустить момент возникновения системного экстремума, к последствиям которого чувствителен рынок. И результаты расчетов методики стоит публиковать в качестве индикатора для всех участников рынка.

Генеральный директор ООО "УГМК-Транс" Владимир Тарасенко не считает, что такая методика необходима отрасли на сегодняшний день. По его словам, спрос претерпевает сезонные колебания и небольшой избыток вагонов служит резервом. При этом рынок в состоянии самостоятельно регулировать объем парка.

Справка "Гудка"

Nпотр = (Uпогр. x в x Kрем + NСНГ), где

Uпогр. – среднесуточное количество вагоно-отправок в максимально прогнозируемый период погрузок, ваг./сут., определяемое исходя из объемов погрузки прогнозируемого периода и средневзвешенного значения статнагрузки отчетного периода;

в – оборот вагона, достигнутый в предыдущий период максимальной погрузки (сутки);

Kрем – коэффициент ремонта, учитывающий время нахождения парка вагонов в ремонте (определяется на основании решения уполномоченных органов от 1,01 до 1,07, в зависимости от нахождения в ремонте каждого рода подвижного состава);

NСНГ – показатель, учитывающий разницу между количеством российских вагонов, находящихся на территории Содружества независимых государств, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии, и вагонов собственности Содружества независимых государств, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии, находящихся на территории РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.07.2017