05-10-15 / 2015
Новости отрасли
Формирование отправительских маршрутов на путях общего пользования средствами ОАО "РЖД" сегодня является дополнительной услугой

В соответствии с поручением первого вице-президента ОАО "РЖД" Вадима Морозова № П-ВМ-143 от 14 августа 2014 года специалисты ВНИИЖТ совместно с учеными НИИАС и ПГУПС провели работа по актуализации Методики определения эффективности для ОАО "РЖД" отправительской маршрутизации и ставок договорной платы за формирование прямых отправительских маршрутов на путях общего пользования (далее Методики) и порядка организации прямых отправительских маршрутов при их формировании на путях общего пользования средствами железных дорог.

Основная цель - повышение эффективности принятия управленческих решений, влияющих на перевозочный процесс, доходность грузовых перевозок холдинга "РЖД" с учетом требований предъявляемых грузоотправителями и операторами железнодорожного подвижного состава.

Как известно, формирование отправительских маршрутов на путях общего пользования средствами ОАО "РЖД" в настоящее время является дополнительной услугой, стоимость которой не включена в тариф. Оплата этой услуги до недавнего времени осуществлялась на договорной основе по соглашению сторон с использованием методики определения эффективности для ОАО "РЖД" отправительской маршрутизации и ставок договорных плат за формирование прямых отправительских маршрутов на путях общего пользования средствами железных дорог (утверждена распоряжением первого вице-президента ОАО "РЖД" № 1379р от 24 июля 2007 г.).

Сейчас возникла необходимость актуализировать положения методики - не только в связи с изменением экономических условий функционирования ОАО "РЖД" и других участников рынка перевозок, но и с учетом оценки целесообразности организации отправительских маршрутов на путях общего пользования станций с точки зрения сохранения грузовой и доходной базы российских железных дорог.

В качестве основного критерия оценки эффективности для ОАО "РЖД" организации прямых отправительских маршрутов, формируемых на путях общего пользования станций, необходимо было предусмотреть сопоставимость суммы получаемых ОАО "РЖД" доходов за услуги по формированию маршрутов и фактического изменения эксплуатационных затрат (их сокращения или роста на этапах формирования маршрута и следования поезда) на их перевозку с величиной предоставляемой грузоотправителю скидки с тарифа, равной разнице между тарифными платами для групповой и маршрутной отправки, рассчитанными в соответствии с положениями Прейскуранта №10-01. (Следует иметь в виду: перевозка грузов в контейнерах, порожних контейнеров, следующих в составе контейнерных поездов, осуществляется в соответствии с телеграфным распоряжением ОАО "РЖД" от 10.06.2012 №6406, при разработке методики организация контейнерных поездов на путях общего пользования не учитывалась).

Договорная плата за формирование отправительских маршрутов на путях общего пользования сопоставляется с разницей между тарифными платами для групповой и маршрутной отправки, рассчитанными в соответствии с положениями Прейскуранта №10-01. Она включает сумму полных фактических расходов на станции формирования маршрута в соответствии с технологией работы станции. Проведенные тестовые расчеты по оценке эффективности для ОАО "РЖД" отправительской маршрутизации и ставок договорной платы за формирование прямых отправительских маршрутов на путях общего пользования показали ее применимость, а визуализация фактически пройденных маршрутов на интерактивной карте сети железных дорог ОАО "РЖД" в соответствии с ними - возможность проведения регулярного мониторинга и анализа параметров маршрутов.

Разработан порядок реализации методологии определения эффективности для ОАО "РЖД" отправительской маршрутизации при формировании маршрутов на путях общего пользования в системе расчета плана формирования поездов с отображением на интерактивной карте сети железных дорог ОАО "РЖД" фактически пройденных маршрутов. Уже сейчас в автоматическом режиме специалисты по организации вагонопотоков. Все причастные имеют возможность посмотреть историю всех договорных маршрутов и отклонения в технологии их формирования и пропуска. В том числе и отклонения на параллельные хода, отставление от движения ("брошенные") поезда, нарушения целостности маршрута и прочие.

Такой режим специально создан в автоматизированной системе расчета плана формирования поездов (АС РПФП). Данную автоматизированную систему могут у себя установить и грузовладельцы, заключив договор с ОАО "РЖД", что позволит им непрерывно наблюдать продвижение своих маршрутов и вагонов и следить за соблюдением установленной технологии.

Дальнейшая автоматизация данного порядка (методики) позволит наглядно представлять результаты расчета эффективности для ОАО "РЖД" отправительской маршрутизации с расчетом фактически понесенных затрат на их организацию и продвижение с учетом себестоимости перевозок различными маршрутами. Мы ожидаем существенного сокращения сроков рассмотрения обращений грузоотправителей, объективность экономической оценки и прозрачность формирования ставки договорной цены. Это безусловно окажет благотворное влияние на взаимоотношения сторон перевозки и положительно скажется на имидже Российских железных дорог.

После полной автоматизации Методики появится механизм исследования возможности формирования большего числа отправительских, в том числе ступенчатых, маршрутов из вагонов и грузов разных собственников. Это позволит формировать ОАО "РЖД" создавать новые продукты и отвоевывать долю рынка от автоперевозчиков.

Проведенная работа по разработке методики под руководством ведущих экономистов отрасли позволила также существенно обогатить экономическую отрасль знаний повысить эффективность принятия решений в сфере управления доходностью перевозочного процесса. Новые подходы к расчету себестоимости уже находят свое отражение при формировании модели железнодорожных перевозок, которая активно разрабатывается под руководством старшего вице-президента ОАО "РЖД" Анатолия Краснощека.

Александр Осьминин, заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО "РЖД" по вопросам научного развития и взаимодействия, заведующий отделением "Перспективное развитие сети железных дорог и целевые программы" ОАО "ВНИИЖТ"

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру05.10.2015