22-10-18 / 2018
Новости отрасли
Фонд отреагировал на развитие России

Конкурентоспособность нашей страны растет, несмотря на санкцииЭксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ, WEF) опубликовали обновленный рейтинг глобальной конкурентоспособности экономик (The Global Competitiveness Report 2018, GCR), согласно которому Россия прибавила за год две позиции, переместившись с 45-й на 43-ю строчку. Одним из драйверов роста, по мнению составителей рейтинга, стало развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ее железнодорожной составляющей.

Как отмечается во вступительной части рейтинга, он учитывает достижения четвертой промышленной революции (по мнению основателя и бессменного президента ВЭФ Клауса Мартина Шваба, она характеризуется слиянием технологий, а также стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами), а упор в его составлении делается на роль человеческого капитала и способность страны к инновациям.

"Четвертая промышленная революция стала реальностью для миллионов людей во всем мире, создавая новые возможности для бизнеса, правительств и отдельных личностей", – отметил во вступительном слове господин Шваб.

Как пояснил "Гудку" начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Антон Рышков, очевидно, что говорить об абсолютной объективности результатов рейтинга нельзя, поскольку на него влияет как количество опрошенных, так и качество выборки. Вместе с тем повышение в рейтинге на две ступени в условиях санкционной политики по сути является прямым доказательством высокой конкурентоспособности российской экономики даже в недружелюбной среде.

"Особенно это актуально для России, масштабы территории которой не позволяют достоверно оценить состояние столь важных показателей в разрезе страны в целом на основе опроса респондентов лишь в нескольких регионах. Кроме того, нельзя исключать некоторый субъективизм при составлении рейтинга в силу политической ангажированности. Вместе с тем результаты рейтинга, в силу его уникальности и глобального характера, могут быть полезны в качестве ориентира при выработке или корректировке основных подходов государственной экономической политики", – подчеркнул Антон Рышков.

По словам старшего партнера McKinsey & Company Ермолая Солженицына, значение инфраструктуры для российской экономики сложно переоценить.

"В России перевозки сырья, металлов, товаров осуществляются на огромные расстояния, и в этих условиях транспортная инфраструктура играет важнейшую роль в экономике страны. Возможность доставки на международные рынки конкурентоспособного товара важна как для продавцов, так и для покупателей. Необходимо серьезно подходить к отбору инфраструктурных проектов, тщательно планировать их реализацию, а также грамотно управлять уже осуществленными проектами. При этом нужно учитывать не только технологии и стоимость, но и будущие операционные показатели, которые будут характерны для этих объектов", – подчеркнул эксперт.

Он также отметил важность недопущения риска двойного учета спроса, например бывают случаи, когда проекты аэропортов, железных и автомобильных дорог рассчитывают исходя из одного и того же потенциала мобильности населения.

"Многие страны уже проводили программы модернизации инфраструктуры – этот накопленный опыт России стоит применять и в своем развитии. Выделять какие-то конкретные инфраструктурные проекты, реализуемые в настоящее время, я бы не хотел. Важно, чтобы они в совокупности не только соответствовали сформировавшемуся спросу, но и вписывались в будущую экономику", – резюмировал Ермолай Солженицын.

Эксперты также отмечают, что сильными сторонами российской экономики можно считать весьма активное внедрение информационных технологий, низкий государственный и корпоративный долг, а также наличие достаточно квалифицированной рабочей силы.

"Между тем слабостью экономики является низкая предпринимательская культура, а в широком смысле – низкая предпринимательская активность, – считает ведущий аналитик АО "Открытие Брокер" Андрей Кочетков. – Впрочем, о дефиците малого и среднего бизнеса говорят много и давно, но пока данный сегмент экономики продолжает развиваться со скрипом. В блоке BRICS (международная организация, объединяющая Бразилию, Россию, Индию, КНР и ЮАР) Россия занимает второе место, уступая Китаю, а также существенно опережает многие страны Евразии, включая бывшие советские республики. Безусловно, отечественный рынок самый емкий, что является преимуществом, но развитие отдельных отраслей все еще мешает повышению конкурентоспособности. Улучшения в сфере финансовых услуг и среды для предпринимательства могут резко повысить рейтинг в будущем".

По его словам, транспортная инфраструктура точно не является слабым местом российской экономики. Однако и в этой сфере есть множество моментов, которые можно улучшить, – скорость железнодорожных перевозок все еще достаточно низкая, а стоимость транспортировки с Дальнего Востока в Европу, напротив, излишне высокая.

"Вполне очевидно, что развитие скоростного железнодорожного транспорта должно улучшить экономическую активность в ключевых регионах. Из других проектов стоит отметить развитие Северного морского пути. Тестовые доставки показали высокую скорость и ценовую эффективность данного маршрута для грузооборота между Европой и Азией. Есть большое пространство для развития внутренних авиаперевозок, но без улучшения экономической ситуации в самих регионах данный сегмент продолжит оставаться субсидируемым. В сравнении с другими странами компоненты транспортной инфраструктуры особенно заметны. К примеру, в Китае железнодорожные перевозки вышли на качественно новый уровень за счет строительства сети скоростных железных дорог на отечественной базе. Соответственно, можно говорить об улучшении доступности регионов КНР. В России пока нельзя говорить о сети скоростного железнодорожного сообщения, хотя потребность в нем крайне высока", – уверен Андрей Кочетков.

В целом, полагает он, рейтинг GCI полезен, как и любые другие рейтинги, – он показывает проблемные сферы экономики, возможные точки роста, где можно улучшить работу, чтобы получить преимущество по сравнению с конкурентами. Сам по себе рейтинг не дает каких-либо преимуществ, но может учитываться глобальными инвесторами при принятии решений о вложении средств в какие-либо масштабные проекты. Соответственно, улучшение позиции в рейтинге будет говорить о правильности экономического курса правительства, а выявленные проблемные сферы позволят более акцентированно на них влиять.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.10.2018