07-05-19 / 2019
Новости отрасли
Фокус сместится в сторону специализированных составов

Леонид Воронин, первый заместитель генерального директора АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК). В ближайшей перспективе объем закупок подвижного состава будет зависеть от динамики погрузки и расшивки лимитирующих участков инфраструктуры. Снижение мировых цен на уголь может сократить потребный парк.

В качестве приоритетного направления инвестиционной деятельности компании предусмотрено обеспечение наличия грузового подвижного состава в количестве, соответствующем нашим стратегическим задачам. Мы уделяем повышенное внимание техническому состоянию грузовых вагонов и постоянно проводим политику ритмичного обновления парка.

Формирование программы обновления парка происходит на основании прогноза потребного парка ФГК, объемов списания вагонов собственности компании, сокращения доли вагонов нерабочего парка, консервации и расконсервации вагонов.

В 2019 году мы планируем приобрести 10 тыс. полувагонов, 1 тыс. универсальных платформ, 300 платформ для контрейлерных перевозок. До 2021 года компания закупит 30 тыс. полувагонов.

Что касается потенциала роста рынка полувагонов, в результате массового обновления подвижного состава в 2015–2017 годах российский парк полувагонов значительно омолодился, поэтому в 2019–2025 годах следует ожидать списания в общей сложности не более 30 тыс. вагонов. При этом масштабный вывод полувагонов из эксплуатации на уровне более 25 тыс. ежегодно начнется с 2026 года.

Пик приобретения полувагонов, скорее всего, пришелся на 2018 год. Дальнейший объем закупок будет зависеть от динамики погрузки и расшивки участков инфраструктуры с ограниченными пропускными и провозными возможностями. Сейчас все внимание рынка перевозок грузов в полувагонах обращено на мировой рынок угля, цены на котором снижаются, и это грозит сокращением темпов роста экспорта угля, а значит, и потребности в новых вагонах.

Что касается крытых вагонов, несмотря на прогнозируемый на рынке рост объема производства грузов, традиционно перевозимых в крытых вагонах, в 2019–2025 годах средний темп снижения сетевого объема погрузки в крытых вагонах ожидается на уровне 1,7% в связи со значительным давлением сектора контейнерных и автомобильных перевозок. По нашим прогнозам, в 2019–2025 годах сохранится незначительный сетевой профицит парка крытых вагонов. В целом мы считаем, что потребность операторов и, соответственно, производство вагоностроителей будут смещаться в сторону специализированного подвижного состава.

Также отмечу, что ставки на вагоны формируются под влиянием различных рыночных факторов – баланса спроса и предложения, окупаемости вагона, изменения общего количества парка на сети, цены на ремонт, а также стоимости запасных частей.

Если говорить конкретно о полувагоне, динамика ставок предоставления такого подвижного состава циклична и имеет достаточно высокую волатильность (минимальная и максимальная ставка в цикле отличаются в несколько раз). В прошлом году мы ожидали, что в ближайшее время дефицит на рынке снизится и даже возникнет легкий профицит, что, вероятно, привело бы к коррекции ставок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.05.2019