18-06-14 / 2014
Новости отрасли
Флот, да не тот

Участники заседания комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по транспорту и транспортной инфраструктуре обсудили «дорожную карту» по повышению конкурентоспособности российского морского флота. Среди ключевых задач разработка мер по стимулированию грузовладельцев к привлечению для перевозок судов под национальным флагом, а также по обновлению флота.

Морскую отрасль предлагают поддержать законодательными изменениями. Руководитель комиссии, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подчеркнул, что наряду с базовыми инфраструктурными отраслями морская отрасль является «важным инструментом достижения экономических, социальных и даже политических целей нашего государства». Все подготовленные рабочей группой предложения по повышению ее эффективности, отметил Владимир Якунин, в виде протокола будут направлены в адрес правительства и органов законодательной власти.

По словам генерального директора ЗАО «ЦНИИМФ» (Центральный научно-исследовательский институт морского флота) Сергея Буянова, на начало 2014 года морской флот России – это 1,447 тыс. судов суммарным дедвейтом 20,6 млн тонн. При этом 74% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. Флотом, контролируемым российскими судовладельцами, в прошлом году перевезено 182 млн тонн. Но под флагом России – всего 17 млн.

«За последние 20 лет российские судоходные компании постепенно вытесняются из перевозок своих внешнеторговых грузов. Если в 1992 году они составляли 34%, то в 2013-м – менее 3%. Такой показатель существенно снижает экономическую безопасность России», – добавил Сергей Буянов.

Президент союза «Национальная палата судоходства» Алексей Клявин напомнил о принятом в 2011 году федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства». Сегодня, по его словам, можно сделать вывод, что закон устранил негативные процессы в показателях возраста и тоннажа российского флота, которые до 2011 года неуклонно ухудшались. Однако всех проблем отрасли закон, конечно, не решил.

«Мы проанализировали, что мешает дальше развиваться и рентабельно работать отечественному флоту. И выделили четыре основные глобальные проблемы. Это отсутствие доступа к грузовой базе. Наличие излишних, дублирующих требований в национальном законодательстве. А также административные барьеры и необходимость обновления флота, – отметил Алексей Клявин. – Минэкономразвития и Минтранс при нашем участии разработали «дорожную карту» мер по повышению конкурентоспособности российского морского флота, которая требует поддержки государства».

Среди этих мер внедрение системы директив представителям РФ в советах директоров компаний с преобладающим государственным участием об обязательности привлечения российских судов для перевозок внешнеторговых грузов. А также для работ, связанных с освоением месторождений минеральных ресурсов. Согласно таким директивам, привлекаться должно не менее 50% судов под национальным флагом (см. также материал на 5-й полосе). Также «дорожная карта» предлагает расширить понятие «каботаж», так как в нынешней редакции оно означает перевозку между морскими портами страны, но не охватывает перевозки между портами и объектами на шельфе России. Это законодательно установит приоритет привлечения российских судов для перевозок в каботаже и возможность передачи таких перевозок иностранным судам по остаточному принципу.

В целях обновления флота предлагается усовершенствовать механизм предоставления субсидий из федерального бюджета на его строительство. В частности, с помощью возможности применения судоходными компаниями схем рефинансирования ранее заключенных кредитных и лизинговых договоров. А кроме того, предлагается расширить доступ судоходных компаний к долгосрочному финансированию. Одним из таких инструментов может стать система операционного лизинга, широко применяемая в морской отрасли за рубежом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.06.2014