14-02-12 / 2012
Новости отрасли
Fitch подтвердило рейтинги РЖД на уровне "BBB" со "стабильным" прогнозом

Международное рейтинговое агентство Fitch в понедельник подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) на уровне "BBB", прогноз стабильный, говорится в сообщении агентства.

Краткосрочный РДЭ компании подтвержден на уровне "F3", долгосрочный рейтинг по национальной шкале - "AAA(rus)" со стабильным прогнозом, приоритетный необеспеченный рейтинг по национальной шкале - "AAA(rus)".

Агентство Fitch в понедельник подтвердило также приоритетный необеспеченный рейтинг структуры РЖД - RZD Capital Limited - в иностранной валюте на уровне "BBB".

Рейтинг отражает важность компании для экономики РФ и 100-процентное участие государства в железнодорожной монополии.

В середине января текущего года Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги РЖД, "Газпрома" на уровне "BBB", рейтинг "РусГидро" - на уровне "ВВ+", при этом прогнозы по рейтингам всех этих подконтрольных государству компаний были ухудшены до стабильного с позитивного.

Перед этим Fitch подтвердило долгосрочный суверенный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) России на уровне "BBB", ухудшив прогноз по нему до стабильного с позитивного на фоне возросшей политической неопределенности в стране и ухудшения ситуации в финансовом секторе Европы.

"Рейтинги РЖД отражают сильные связи компании с государством, включая тот факт, что годовые тарифы и капвложения одобряются федеральным правительством, а также предоставление федеральных и региональных субсидий по пассажирским и грузовым перевозкам, финансирование государственными банками и прямые вливания в акционерный капитал на финансирование капитальных вложений", - говорится в релизе.

БИЗНЕС: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Fitch расценивает самостоятельные бизнес-позиции и финансовые показатели компании как соответствующие середине рейтинговой категории "BBB". Это обусловлено, в первую очередь, структурой бизнеса РЖД как монопольного владельца и оператора железнодорожной инфраструктуры, которая играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров по России и за рубеж. Самостоятельные позиции компании сдерживаются тем, что тарифы до сих пор не устанавливаются на долгосрочный период, а также рыночным риском по сырьевым товарам (например, углю, нефти и железной руде), недостаточной географической диверсификацией и зависимостью от предоставления денежных средств государством в форме субсидий и взносов в капитал.

Рейтинги учитывают ожидания Fitch, что РЖД сохранят позиции монопольного оператора железнодорожной инфраструктуры в России с доминирующим положением в сфере предоставления локомотивной тяги и значительным присутствием в сегменте подвижного состава. Как отмечается в сообщении, эта доля составляла 28% на конец 2011 года, после того, как компания продала контрольный пакет в ОАО "Первая грузовая компания" (долгосрочный рейтинг Fitch "BB+" находится в списке на пересмотр с возможным понижением).

"Fitch ожидает увеличения объемов грузоперевозок на уровне роста ВВП в России, который, по прогнозам агентства, будет составлять около 3,5% в 2012-2013 годах, а объемы пассажирских перевозок останутся в целом неизменными. Fitch прогнозирует, что в среднесрочной перспективе РЖД будут показывать умеренный рост выручки, выраженный несколькими процентами. Fitch также ожидает, что РЖД будут поддерживать прибыльность по EBITDA на уровне 20%-25% в указанный период", - указывают эксперты агентства.

ФИНАНСЫ: ДОЛГ И ЛИКВИДНОСТЬ Они прогнозируют, что в 2012-2014 годах свободный денежный поток РЖД останется отрицательным ввиду существенной консолидированной программы капиталовложений в размере свыше 1,3 триллиона рублей. Fitch считает, что, хотя программа капиталовложений является достижимой, зависимость РЖД от рынков капитала, вероятно, увеличится. Основываясь на консервативном рейтинговом сценарии согласно внутренним расчетам агентства, Fitch ожидает, что отношение чистого долга к EBITDA у РЖД заметно увеличится - с 0,6 в 2010 году до около 2,2 в 2014 году, в то время как сама компания на 2014 год прогнозирует уровень в 1,4.

Ликвидность РЖД агентство оценивает как адекватную. По состоянию на 31 декабря 2011 года компания заявила о денежных средствах и краткосрочных депозитах на самостоятельной основе в размере 182 миллиарда рублей и неиспользованных револьверных кредитных линиях в объеме 275 миллиардов рублей, главным образом от государственных Сбербанка и банка ВТБ .

Это покрывает краткосрочные банковские кредиты в размере 146 миллиардов рублей и ожидаемый отрицательный свободный денежный поток в сумме около 250 миллиардов рублей в 2012 году, без учета поступлений от продажи активов и взносов в акционерный капитал, которые Fitch ожидает на уровне примерно 55 миллиардов рублей в текущем году. На самостоятельной основе общий долг компании на 31 декабря 2011 года составлял 378 миллиардов рублей.

РЕЙТИНГИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ По мнению Fitch, сильный рост российской экономики, который обусловит более значительное увеличение объемов железнодорожных перевозок и выручки, чем ожидает агентство, был бы позитивным для рейтингов РЖД. Однако при текущем уровне рейтинга "BBB" необходимым условием для повышения РДЭ компании является повышение суверенного рейтинга России.

Если отношение объема заимствованных средств к собственным будет находиться на уровне более 2,5 продолжительное время, то окажет давление на рейтинги, указывают аналитики. Однако Fitch полагает, что РДЭ компании останется на одном уровне с суверенным рейтингом "BBB" с учетом ожидаемых сильных связей с государством и поддержки со стороны государства.

"Поэтому маловероятно, что Fitch может понизить рейтинг РЖД, если только сначала не будет понижен рейтинг России", - говорится в сообщении агентства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РИА Новости13.02.12Fitch подтвердило рейтинг РЖД на уровне "BBB", прогноз "стабильный"
Интерфакс13.02.12Fitch подтвердило рейтинги РЖД на уровне "BBB" со "стабильным" прогнозом
РЖД-Партнер.ru14.02.12Fitch подтвердило рейтинг РЖД на уровне "BBB", прогноз "стабильный"