18-07-18 / 2018
Новости отрасли
Цистерны смогут обойтись без маневра

Сбербанк России выступает против налогового маневра в нефтяной отрасли. В письме в Правительство РФ эксперты банка отмечают, что такое решение приведет к закрытию независимых нефтеперерабатывающих заводов, падению товарооборота и снижению загрузки российских железных дорог.

Руководство банка передало письмо в Правительство РФ с просьбой не рассматривать законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, который Госдума одобрила в первом чтении 3 июля. Речь идет о постепенном снижении с 1 января 2019 года ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с 30% нынешних до 0% от цены нефти в течение шести лет – до 2024 года. Также планируется установить акциз на нефтяное сырье, то есть налоговый вычет из бюджета, который должен компенсировать выпадение доходов у нефтеперерабатывающих заводов.

Однако в Сбербанке отмечают, что предоставление вычета не распространяется на большинство независимых НПЗ, которые взяли у банка кредиты на модернизацию производственных мощностей. Объем предоставленных Сбербанком средств на эти цели Афипскому, Антипинскому, Орскому, Хабаровскому и другим нефтеперерабатывающим заводам превышает 455 млрд руб.

Кроме того, банк также открыл кредитные линии на сумму свыше 110 млрд руб. для завершения реконструкции заводов.

В конце марта на общественном совете Минэнерго президент Сбербанка Герман Греф напомнил, что первый маневр, который проводился в 2015–2017 годах, снизил прибыльность НПЗ вдвое.

Вариант, который сейчас рассматривает Госдума, не только угрожает рентабельности заводов, но и приведет к банкротству части из них.

"Только по вышеперечисленным заводам существует риск потери более 8 тыс. квалифицированных рабочих мест, 50,6 млрд руб. в год таможенных и налоговых платежей и обеспечения регионов собственным топливом. Снижение программ модернизации может привести к банкротству ряда подрядных организаций. В случае остановки НПЗ и прекращения финансирования инвестиционных проектов можно будет ожидать последующего снижения товарооборота и загрузки российских железных дорог, тарифы которых во многом основаны на перекрестном субсидировании за счет перевозки нефтепродуктов", – считают в Сбербанке.

Оценить реальность негативных перспектив для железнодорожных перевозок, которые обозначил банк, непросто, так как в статистике Росстата и ОАО "РЖД" нет отдельных данных по нефти и нефтепродуктам независимых НПЗ, говорит эксперт-аналитик ИК "ФИНАМ" Алексей Калачев. Тем не менее "Транснефть" оценивает свою долю в транспортировке произведенных в РФ светлых нефтепродуктов в размере более 26%, менее 14% перевозят автомобильный и водный виды транспорта, железная дорога – около 60%. Доля независимых НПЗ, не входящих в состав крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний, в общей нефтепереработке составляет около четверти. В прошлом году в РФ было произведено около 38,8 млн тонн бензина и около 75,7 млн тонн дизельного топлива, вместе порядка 114,5 млн тонн. Оценить объем нефтепродуктов независимых НПЗ, перевозимых по железной дороге, можно в диапазоне от 15 до 18 млн тонн в год, и большая часть продукции этих заводов предназначена для внутреннего рынка.

"Опасения Сбербанка отчасти оправданны и связаны с тем, что выданные на модернизацию нефтепереработки кредиты рассчитывались исходя из одних условий, а после налогового маневра они изменятся. Компенсация снижающихся экспортных пошлин возвратными акцизами действительно коснется не всех НПЗ, поэтому есть риск падения рентабельности. В то же время отмена пошлин рано или поздно приведет к выравниванию внутренних цен на нефть и продукты ее переработки с экспортными ценами. Проще говоря, цены на бензин вырастут, и рентабельность производства топлива восстановится, естественно – за счет потребителей. Но в переходный период возможны различные диспропорции", – говорит Алексей Калачев.

Хотя, отметил эксперт, Министерство финансов не согласно со сценарием Сбербанка, так как в законопроекте есть оговорка, что НПЗ могут заключить с Министерством энергетики соглашение о модернизации. Оно позволит им получать отрицательный акциз до 2024 года, если заводы после ремонта обеспечат выпуск бензина 5-го класса в объеме 10% от общей переработки сырья. "Таким образом, модернизируемые заводы должны получить возможность вернуть кредиты. Основной риск придется на мини-НПЗ, производящие нефтепродукты низкого качества. Их доля в нефтепереработке в РФ составляет около 5%. Вот они, скорее всего, обанкротятся", – пояснил Алексей Калачев.

Советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев отметил, что в последние три-четыре года наблюдается тенденция по снижению объемов переработки независимых НПЗ. "У них нет собственной сырьевой базы, заводы работают на "давальческом" сырье, поэтому из-за его нехватки они нередко останавливают производство. Лет 12 назад в объеме перевозок компании 40% занимала сырая нефть, сейчас ее практически нет, везем мазут и все больше светлых нефтепродуктов. Поэтому операторы заинтересованы в том, чтобы налоговый маневр привел к тому, чтобы независимым НПЗ было выгодно перерабатывать сырье в нефтепродукты, пригодные к перевозке. Здесь есть прямая зависимость", – считает Владимир Прокофьев.

Кроме того, отметил представить "БалтТрансСервиса", Сбербанк является одной из крупнейших лизинговых компаний. Парк подвижного и тягового состава, переданного в лизинг, составляет порядка 50 тыс. единиц. Среди ключевых клиентов – АО "Первая грузовая компания", АО "Новотранс", АО "СГ-Транс", ООО "Технотранс", ООО "Трансгарант", ООО "УВЗ-Логистик". Поэтому банк опасается, что цистерны останутся без работы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.07.2018