19-01-18 / 2018
Новости отрасли
Цистерны претендуют на премию

ОТЭКО хочет продать их на 40–45% дороже рынка

Компания ОТЭКО, намеревающаяся продать почти 14 тыс. цистерн (около 8% этого сегмента рынка), ожидает высокой премии при сделке. По оценкам источников, знакомых с оценкой, премия за масштаб бизнеса и контракты может составить до 40–45%. Но ряд собеседников "Ъ" полагают, что сделка в столь узком сегменте будет основана не на рыночных индикативах, а на договоренностях сторон.

ОТЭКО Мишеля Литвака рассчитывает заработать при продаже своего парка цистерн. "Существенная доля на рынке - 8% - позволяет нам рассчитывать на премию к рынку при продаже",- заявил "Ъ" Карен Дашьян, управляющий директор Advance Capital (представляет интересы продавца в качестве эксклюзивного финансового консультанта). Парк ОТЭКО, считает он, нельзя оценивать только как сумму стоимостей вагонов, так как это практически единственная на рынке возможность "приобрести 14 тыс. вагонов единовременно, еще и законтрактованных", что "обосновывает высокую премию". По оценке источника, знакомого с оценкой, компания ожидает премию 40–45% к стоимости отдельных вагонов. Господин Дашьян отмечает, что цистерны в отличном состоянии, средний остаточный срок эксплуатации - около десяти лет, преимуществом является и наличие в периметре сделки вагоноремонтного предприятия "СФАТ-Рязань", расположенного вблизи крупных НПЗ в Центральной России. В ОТЭКО дополнительных комментариев не дали.

ОТЭКО развивает в Тамани терминальный комплекс: уже функционирует "Таманьнефтегаз" (перевалка 20 млн тонн нефти, нефтепродуктов и СУГ), на этот год намечен пуск терминала навалочных грузов, планируются зерновой терминал, и так далее. О решении компании сосредоточиться на терминальном бизнесе и продать весь парк цистерн (14,4 тыс.) стало известно в декабре.

Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, рассказывает, что интерес к предложению ОТЭКО проявили 11 компаний, в том числе общесетевые и специализированные операторы и лизинговые компании. Ряд операторов подтвердил "Ъ" интерес к активу или к рынку цистерн в целом. В Первой грузовой компании Владимира Лисина сообщили, что "рассматривают все предложения" и будут исходить из экономической целесообразности. В Федеральной грузовой компании ОАО РЖД говорят, что рассматривают возможность покупки парка ОТЭКО, "это вписывается в стратегию компании". В "Нефтетранссервисе" (НТС) также подтвердили, что рассматривают возможность приобретения парка ОТЭКО и, "возможно, выступят с предложением". Но, подчеркивает один из собеседников "Ъ", интерес ряда компаний носит ознакомительный характер.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров оценивает бизнес ОТЭКО с учетом "СФАТ-Рязани" в 10,5–11 млрд руб. "По поводу контрактов продавцы немного лукавят, так как длинных контрактов по высоким ставкам у ОТЭКО сейчас не очень много, ряд контрактов истекает в 2018–2019 годах, то есть существуют предпосылки снижения ставок по ним",- говорит эксперт. Он обращает внимание на то, что у двух крупнейших операторов - "Трансойла" и НТС - профицит цистерн: у "Трансойла" после взятия в аренду парка "СГ-Транса", а у НТС - после того, как компания потеряла треть объемов грузов "Башнефти".

Источник "Ъ" на рынке сомневается в возможности ОТЭКО получить премию за актив. Рынок в стагнации, объясняет он, на 2018–2019 годы запланирован ввод новых трубопроводов и уход объемов с железной дороги. "Все это будет стимулировать избыток цистерн, до 10% парка которых простаивает без работы летом",- говорит собеседник "Ъ". Другой источник в отрасли говорит, что оценить размер премии без условий контрактов невозможно: если речь идет об автоматической пролонгации договоров, то премия может быть реальной. Еще один собеседник "Ъ" в отрасли призывает в данном случае не ориентироваться на какие-либо рыночные индикативы: с учетом узости рынка сделка может быть совершена и с премией, и с дисконтом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ19.01.2018