24-04-19 / 2019
Новости отрасли
Цистерны накачивают цену

С начала года в России вырос спрос на перевозки грузов в цистернах. Это, в свою очередь, впервые за долгое время толкнуло вверх операторскую ставку на этот тип подвижного состава – по информации Центра фирменного транспортного обслуживания ЦФТО ОАО "РЖД", по итогам марта средняя цена на привлечение цистерн выросла на 5. Игроки рынка называют это подорожание незначительным с учетом возросшей стоимости ремонтов и запчастей.

Удорожание запчастей к грузовым вагонам спровоцировало рост операторских ставок на "бочки". Как пояснила "Гудку" начальник управления маркетинга ЦФТО Лариса Ломашкевич, ожидается повышение спроса на цистерны для перевозки нефтехимических грузов, так как сейчас подошло время очередного списания такого подвижного состава по завершении сроков эксплуатации.

"Поэтому вполне логичен и рост ставок на этот тип подвижного состава. В будущем мы ожидаем продолжения этой тенденции", – подчеркнула Лариса Ломашкевич.

Операторы отмечают, что в последние два года ставка держалась на уровне 900 руб., однако сейчас цены на предоставление цистерн достигают 1,2 тыс. руб. в сутки.

"В первую очередь необходимо отметить сохранение грузовой базы, – считает советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев. – Эксперты рынка в последние годы неоднократно выступали с прогнозами масштабного оттока грузов с железной дороги на трубопроводный транспорт, однако в полной мере этого не произошло. Кроме того, на рынке продолжается консолидация парка. Во время этого процесса некоторые операторы за ценой на подвижной состав не стояли, что в итоге породило спекулятивные цены на рынке. Плюс ко всему содержание цистерны за последний год выросло на 29% за счет удорожания колес, боковых рам и ремонта в целом. Эти факторы и сыграли свою роль в повышении ставки. На мой взгляд, учитывая все эти условия, рост ставки на 5% можно назвать незначительным".

По его мнению, можно ожидать коррекции цен в сторону снижения в середине года – в "низкий" сезон, однако ближе к осенне-зимнему периоду ставки, скорее всего, вернутся к текущим значениям. В целом, считает он, парк нефтехимических цистерн на сегодняшний день близок к балансу.

В то же время эксперты считают, что текущая рыночная конъюнктура не предполагает роста погрузки нефти и нефтепродуктов на сети РЖД. К примеру, заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная вагонная компания" Лейсана Коробейникова напоминает, что Госдума РФ в марте ратифицировала протокол от 10 октября 2018 года об изменениях в соглашении с Белоруссией по поставкам нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 года. Документ запрещает Минску экспортировать российские нефть и нефтепродукты и устанавливает процедуры согласования индикативных балансов и протоколов.

"Если стороны не договорятся до начала очередного календарного года, поставка нефти и нефтепродуктов будет в тех объемах, которые предусматривали индикативные балансы и протоколы предыдущего года", – констатировала Лейсана Коробейникова.

По заявлению исполнительного директора Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамары Сафоновой, структура экспорта нефтепродуктов на сегодняшний день говорит о том, что на международных рынках востребованы главным образом дизельное топливо и мазут, кроме того, в последнее время наблюдается переориентация нефтяных потоков на восток. По оценкам эксперта, уже в этом году произошел значительный отток грузов на восток (на уровне примерно 11,8 млн тонн), что повлияло на снижение грузооборота в российских морских терминалах европейского направления.

"В целом, на наш взгляд, в среднесрочной перспективе на рынке будут отсутствовать существенные предпосылки для роста объема перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом", – заключила Лейсана Коробейникова.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.04.2019