24-03-22 / 2022
Новости отрасли
Финмодель СШХ будет переформатирована, заемные средства нужно заменить другими источниками - губернатор ЯНАО

Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа переформатирует финансовую модель проекта строительства Северного широтного хода (СШХ), необходимо заменить заемную составляющую иными источниками, сообщил губернатор Дмитрий Артюхов.

"В финансовой модели этого проекта половина средств планировались заемными. Мы заканчиваем основные проектные решения и планировали приступить к строительству в этом году. Но надо понимать, что половина средств должна была прийти от синдиката банков. (. . .) У нас уже были предварительно заключенные договоры в конце прошлого года с выходом на финансирование. Но мы видим, что сегодня происходит со ставками. В модель было заложено 11-12% потолок. Это была абсолютно рабочая ставка еще в конце прошлого года", - сказал губернатор, слова которого приведены в официальном телеграм-канале округа.

В настоящее время, когда ЦБ поднял ключевую ставку до 20%, "в этих условиях начинать проект, привлекать финансирование под такие проценты невозможно".

При этом губернатор подчеркнул, что проект не прекращается, принято решение переформатировать его, "заменить заемную составляющую иными источниками". "Мы сейчас начнем над этим работать. (. . .) В таких непонятных экономических условиях начинать такие проекты с учетом заемных денег неверно. Надо взять паузу, посмотреть экономику проекта, посмотреть капитальные затраты", - сказал глава региона.

По его словам, на руку проекту существенное снижение цены на металл, которое наблюдается по сравнению с прошлым годом. "В себестоимости нашего проекта металл имеет ключевое значение. Самая дорогая часть проекта - мост через Обь - металлический, большая часть затрат - это металл. И линейная часть - 300 км, рельсы, это все имеет привязку к металлу. Сегодня из-за введенных решений как со стороны зарубежных стран, так и внутренних решений в нашей стране, цена на металл на конец-то пошла вниз, причем достаточно динамично", - подчеркнул Артюхов.

Он добавил, что в существующих экономических условиях СШХ приобретает дополнительные смыслы. "Посмотрим, как грузовая база может смотреться в связи с теми ограничениями, которые сегодня декларируются. Конечно, жизнь покажет сколько из этих ограничений устоит со временем. (. . .) Мы будем исходить из того, что вдруг это будет более продолжительное время. Тогда наши товарные цепочки начинают смотреться еще интереснее. Ведь перспектива логистики Сабетты гораздо ближе к Азиатско-Тихоокеанскому региону", - сказал губернатор.

Ранее вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил, что правительство предложило отложить на год строительство Северного широтного хода из-за невозможности реализовать концессионные соглашения. Выделенные на реализацию проекта 50 млрд рублей предложено разделить между регионами.

СШХ - проект создания в арктической зоне железнодорожного коридора, который сможет пропускать 23,9 млн тонн грузов в год. Для этого должна быть развита инфраструктура Северной и Свердловской железных дорог и построена смычка между ними длиной 700 км от Салехарда до Надыма с мостом через Обь. Общая стоимость проекта - 292,3 млрд руб. В трехлетней инвестпрограмме РЖД на СШХ предусмотрено 45,5 млрд руб., в том числе 13,5 млрд руб. из ФНБ и 24 млрд руб. средств ЯНАО. Часть проекта должна реализовываться по концессии. Как ранее сообщал глава РЖД Олег Белозеров, концессионная компания (ООО "СШХ") закреплена за РЖД, но монополия готова продать контроль. Он выражал надежду, что пакет купят банковские структуры.

Тем не менее работу над СШХ окончательно не остановят. Участникам проекта - структурам РЖД и "Газпрома" (MOEX: GAZP) (MOEX: GAZP) - поручено продолжать проектирование участков и получить заключение госэкспертизы, а Минтрансу - анализировать грузовую базу с учетом перераспределения грузопотоков, в том числе в рамках текущей внешнеэкономической ситуации.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс24.03.2022