09-10-15 / 2015
Новости отрасли
Финляндия допустит частные компании к железнодорожным перевозкам с Россией

Предполагается, что все необходимые поправки в законодательство в Хельсинки примут уже этой осенью Все получившие лицензию операторы смогут участвовать в перевозках с финской стороны. Еврокомиссия уже одобрила документ, который внесет поправки в государственное соглашение, осталось лишь согласовать ряд технических деталей в финских министерствах.

Сейчас груз на российско-финской границе может забрать лишь один оператор – государственная компания VR Group. Нововведение даст другим перевозчикам аналогичные права. Частные компании уже неоднократно проявляли интерес к доставке лесных грузов напрямую от границы до лесоперерабатывающих предприятий.

Сообщается, что изменения затронут только перевозки на территории Финляндии. В РФ финские операторы продолжат работать исключительно в сотрудничестве с ОАО "РЖД". Кроме грузовых перевозок, демонополизация коснется и пассажирского транспорта.

Ранее министр транспорта Финляндии Анне Бренер отмечала, что железнодорожные перевозки в Финляндии будут открыты для конкуренции весной 2016 года, то есть, на рынок смогут выйти и другие транспортные компании, и финской железнодорожной компании VR придется отказаться от монополии, однако речь не шла о приватизации перевозчика.

"Каким образом это будет реализовываться, еще предстоит выяснить. Планируется разработать модель, подходящую для финских условий. Выход новых участников на рынок поможет поднять железнодорожный сектор в целом", – подчеркнула Анне Бренер.

Текущее соглашение между Минтрансом Финляндии и VR Group действует до конца 2024 года, поэтому введение открытой конкуренции потребует пересмотра договоренностей.

Как рассказал Gudok.ru начальник отдела сотрудничества со странами восточноевропейского региона департамента международного сотрудничества ОАО "РЖД" Антон Козлов, однозначные выводы по этой инициативе делать рано.

"Речь идет о реформе железнодорожного транспорта в Финляндии и появлении на рынке ряда частных перевозчиков, которые, помимо VR Group, будут работать на инфраструктуре страны, в том числе – на российском направлении, учитывая небольшую протяженность местных железных дорог. В России на сегодняшний день один перевозчик – ОАО "РЖД", уполномоченный работать в международном сообщении. Что же касается подвижного состава, у нас огромное количество операторов работает на международных направлениях, в том числе – на финском. Не думаю, что появление новых игроков на этом рынке, приведет к какой-либо неразберихе. Об этом можно будет судить уже по ситуации. Когда к нам обратятся финские компании – посмотрим, изучим",– резюмировал Антон Козлов.

Эксперты также уверены, что не стоит ожидать какого-либо усложнения перевозочного процесса между Россией и Финляндией, тем более, в ближайшем будущем.

"Завершение либерализации перевозочного рынка назначено на весну следующего года, но надо понимать, что, в отсутствие приватизации, частным компаниям необходимо, как минимум, заказать локомотивы, а на их постройку уйдет определенное время, – считает ведущий эксперт УК "ФИНАМ Менеджмент" Дмитрий Баранов. – Как бы то ни было, финны, с их традиционной рассудительностью, не допустят ситуации, в которой по вине частных перевозчиков, пострадают интересы грузоотправителей и грузополучателей. Соответственно, нет поводов для опасений и у наших железнодорожников".

По его словам, стоит также учитывать малые объемы отрасли: всего 14 тыс. грузовых вагонов и 632 локомотива – в таких условиях больше шансов провести реформу безболезненно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.10.2015