26-06-19 / 2019
Новости отрасли
Финансовые результаты РЖД: оптимизм переносится на более поздний срок

В распоряжении редакции портала "РЖД-Партнер.ру" оказалась официальная статистика ОАО "РЖД" по финансовым результатам компании за 1 квартал 2019 года. Имея на руках данные по первым трем месяцам года финансового блока компании и данные по эксплуатационной работе компании за 5 месяцев года можно сделать некоторые выводы и прогнозы, которые окажут существенное влияние на годовой итог деятельности Российский железных дорог в текущем году. И они существенно отличаются от оптимистичных сценариев Долгосрочной программы развития компании.

В целом основные финансовые показатели за первый квартал года демонстрируют положительную динамику, которая заметно выше данных компании по тарифному грузообороту или по погрузке. Напомним, что по опубликованным данным ОАО "РЖД" тарифный грузооборот вырос на 2,4%, а погрузка на сдержанные 0,7%. В то же время, согласно финансовой отчетности по РСБУ, рост выручки компании составил 5,8%, валовой прибыли 6,7%, прибыль от продаж выросла на 10%, а чистая прибыль на 93,4%, с 9 до почти 18 млрд рублей.

Очевидно, что получить такую рентабельность за счет грузовой работы и перевозочных тарифов при более чем скромных темпах роста погрузки невозможно и рост вызван другими причинами.

Собственно первая причина на виду. Это рост тарифов, который утвердило правительство с начала нового года. Это признают эксперты комитета по стратегическому планированию Совета директоров ОАО "РЖД". Они указывают, что финансовые показатели компании за 1 кв. 2019 года показывают положительную динамику по сравнению с 1 кв. 2018 г., "связанную как с небольшим увеличением натуральных показателей, так и с ростом цен". Напомним, что с начала года вступило в силу решение правительства РФ и ФАС об индексации грузовых железнодорожных тарифов на 3,5%. Кроме этого, введены повышающие коэффициенты на экспортные перевозки (1,08) и порожний пробег полувагонов (1,06). К этому необходимо добавить рост НДС, который взымается и пользователей рынка железнодорожного транспорта.

По оценке председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, первый квартал практически всегда демонстрирует положительную динамику. Но в случае текущего года отчетность свидетельствует о наличии серьезных структурных проблем внутри компании.

"Судя по данным отчетности, доходы ОАО "РЖД" системно растут менее уровня индексации тарифов, роста объема перевозок и роста производительности труда", - отметил он.

Еще обращает на себя внимание существенный рост "прочих доходов", которые оказали влияние на сильный рост чистой прибыли. Не владея внутренней отчетностью компании трудно сказать из чего полностью складываются так называемый "прочие" доходы, но известно, что к ним относят штрафы и сборы, которые ОАО "РЖД" взимает с пользователей инфраструктуры. "Штрафная" работа, которой в госкомпании придают особое значение, в последнее время вызывает серьезные проблемы у грузоотправителей и операторских компаний. Об этом свидетельствую опросы участников рынка, которые фиксируются редакцией нашего журнала в Индексе качества услуг на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом. Участники исследования отмечают в 1 кв 2019 года серьезный рост количества брошенных поездов, несоблюдение сроков подачи порожних вагонов и доставки грузов и трудности с вывозной работой на станциях, из-за нехватки маневровых локомотивов. Но в итоге, все это приводит к росту штрафных санкций со стороны ОАО "РДЖ", нагрузка которых на бюджеты участников рынка увеличилась в исследуемый нами период.

С другой стороны, эксперты профильного комитета Совета директоров компании, отмечают, что эффект от "прочих" доходов будет иметь кратковременный характер. Из этого можно сделать вывод, что на рост этот статьи могла оказать продажа имущества компании и сокращение расходов на объекты, передаваемые с баланса АО.

Недостаток реальных, а не балансовых средств заметен в ОАО "РЖД" по намерениям изменить инвестпрограмму компании на 2019 год в сторону сокращения, а также перенос части капитальных затрат, зафиксированных Долгосрочной программой развития ОАО "РЖД" на более поздний срок. Эксперты профильного комитета связывают это с задержкой бюджетного финансирования и общим отставанием строительных работ.

Исполнение ИП РЖД в 2018 г. составило 97% (-17,4 млрд руб.) в основном по строительству за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также снижения расходов на обеспечение безопасности (-11,5 млрд руб.). Отставание от параметров ДПР по статье "обеспечение безопасности" в ОАО "РЖД" планируют наверстать в текущем год, увеличив расходы на эту часть на 65,6 млрд рублей, в сравнении с суммами, заложенными в ДПР и инвестпрограмму в конце 2018 года. Деньги планируется привлечь за счет продажи дочек и кредитов, по заложенный в ДПР опережающий рост. А отставание по строительству приходится фиксировать в виде переноса лимитов на эти цели в ДПР на более поздние сроки.

В итоге, в 2019 году детальный план инвестиций расходится с данными ДПР по объектам на БАМе на 11 млрд рублей (65 млрд вместо 76, зафиксированных в ДПР), на подходах к порта Азовско-Черноморского бассейна на 4 млрд руб (44,8 против 49,1), Московского транспортного узла на 7,5 млрд (97,1 против 105,7), Северо-запада на 1,5 млрд руб. Увеличение на 0,3 млрд рублей зафиксировано только на учатске Междуреченск – Тайшет.

Можно предполагать, что отставание реальных инвестиций от ДПР, зафиксированное в планах на 2019 год, не последнее. Ведь данные за 2 квартал года не столь оптимистичные, как ожидалось в компании. По данным ОАО "РЖД", тарифный грузооборот за пять месяцев года вырос на 2,7%. Это выше данных 1 квартала, но их недостаточно для достижения показателей, заложенный в ДПР.

По оценке П. Иванкина, данные 2019 года в целом будут ниже прогнозов ДПР. "Это потребует от монополии дальнейшей корректировки бюджета", - отметил он. – "Кроме того, падение объемов перевозок ОАО "РЖД" использует как обоснование для дополнительной индексации тарифов на 2020 год".

Отметим, что рынок грузоперевозок еще не в полной мере ощутил на себе сокращение планов добычи, а следовательно, и перевозок угля на экспортных направлениях, которые обусловлены изменением мировых цен. А ведь именно доходы от роста перевозок угля заложены в оптимистический сценарий долгосрочного поступательного развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в России.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру26.06.2019