07-08-15 / 2015
Новости отрасли
Финансировать закупки локомотивов в 2015 г. на 100% из ФНБ не стоит - Счетная палата

Решение финансировать закупки локомотивов "Российскими железными дорогами" в 2015 году на все 100% из Фонда национального благосостояния (ФНБ), было преждевременным, полагает Счетная палата РФ.

Как сообщалось ранее, на эти цели было заложено 60,2 млрд руб., причем ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) в этом году рассчитывает полностью профинансировать на них программу закупок тягового подвижного состава.

Свою позицию Счетная палата направила в министерство экономического развития РФ по итогам контрольного мероприятия, проведенного в соответствии с планом работы на 2015 г., сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с содержанием документа.

Аргументов несколько. Во-первых, по данным ведомства, компания перевыполняет план обновления локомотивов, установленный в стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. Она предполагает замещение в 2008-2015 гг. максимум 11,675 тыс. машин, тогда как уже по состоянию на 1 января 2015 г. эта цифра уже составляла 11,741 тыс. В 2015 г. РЖД намерены обновить еще 737 локомотивов, купив 497 и продлив срок службы 240. В результате их число достигнет 12,478 тыс., что на 6,9% больше плана. Тем более, что Минэкономразвития и Минфин в своем заключении о целесообразности закупок тягового подвижного состава за счет средств ФНБ допускали сокращение реальных потребностей в такой технике к 2020 г. на 1 тыс. со снижением роста ВВП.

Во-вторых, определенные в стратегии технико-эксплуатационные показатели локомотивов, предполагающие сокращение расхода электроэнергии и топлива по сравнению с 2007 г., были достигнуты еще к 2015 г. С учетом этих фактов Счетная палата считает преждевременным решение финансировать проект в первый год его реализации на все 100% за счет средств ФНБ.

Как сообщалось ранее, выделить средства фонда на эти цели премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился в конце декабря 2014 г. Деньги выделяются через докапитализацию ВТБ (MOEX: VTBR) и последующего размещения в пользу банка облигаций РЖД. У "Трансмашхолдинга" (MOEX: TRMH) (ТМХ), как ожидается, будет закуплен 351 локомотив, у группы "Синара" и ее структур - 133. Два выпуска облигаций монополия разместила весной, еще один - в июле. Весной же ВТБ прокредитовал структуры "Трансмашхолдинга" и "Синары" для "выполнения предприятиями обязательств по поставке локомотивов "Российским железным дорогам".

При этом, по словам собеседника агентства, в своем письме Счетная палата обращает внимание главы Минэкономразвития и на ряд процедурных моментов. В частности, на то, что паспорт проекта, утвержденный в декабре 2014 г. не содержал детального плана мероприятий. Утвержден он был правительственной комиссией по транспорту только 14 мая, то есть спустя 4,5 месяца после одобрения паспорта проекта. При этом, если последний предполагал закупку 467 локомотивов (344 - у ТМХ и 123 - у "Синары" и ее партнеров), то детальный план - 497.

В феврале РЖД, действительно, сообщали о корректировке программы закупок в 2015 г. Акцент в ней был смещен на грузовые локомотивы и традиционные модели - при сохранении суммы в 60,2 млрд руб. При этом речь шла о 484 новых локомотивах (351 - у ТМХ и 133 - у структур "Синары"). Правда, фигурирующее в переписке число локомотивов, фактически закупленных РЖД в I полугодии, совпадает с тем, что недавно представила компания - 212, отметил собеседник агентства. Вместе с тем, по его словам, Счетная палата подчеркивает, что план поставок в январе-июне в 243 локомотива не выполнен, поставщикам перечислены 20,049 млрд руб. при плане в 23,359 млрд руб.

Между тем, источник в Минэкономразвития сообщил "Интерфаксу", что ведомство ранее "согласовало структуру финансирования проекта, предполагающую, в том числе в 2015 г. использование средств ФНБ на закупку". Другими словами, министерство не против 100%-ного финансирования программы по закупке локомотивов в 2015 г. за счет денег фонда.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.08.2015