10-10-14 / 2014
Новости отрасли
Финансирование инфраструктурных проектов в РФ

Снижение инвестиций в реальный сектор экономики не способствуют темпам прироста инфраструктуры, считают эксперты. (подробности online)

На днях один из наиболее масштабных транспортных проектов - высокоскоростная магистраль ВСМ Москва - Казань (пилотный участок Москва - Екатеринбург) возглавила топ-30 крупнейших инвестпроектов в России до 2025 г. по версии рейтингового агентства "Эксперт РА". Инициатор и инвестор проекта - ОАО "РЖД" вошло в 5 крупнейших отечественных компаний. Пятерку лидеров, как и прежде, возглавляет "Газпром", за ним следуют нефтяные компании "Лукойл" и "Роснефть", РЖД расположились на 4 строке, а замкнул пятерку Сбербанк.

Крупнейшие компании страны создают свыше половины ВВП. Именно они определяют тенденции развития отечественной экономики на десятилетия. Однако второй год подряд динамика роста промышленного производства в России находится на грани статистической погрешности, составляя от 0,5 до 2% в год. А инвестиции в реальный сектор и вовсе снижаются. Общий объем доходов участников нынешнего рейтинга наконец преодолел планку в $1,5 трлн, но динамика их прироста в 10,5% выглядит не слишком оптимистично. Во-первых, речь идет о номинальном росте доходов: с учетом инфляции можно говорить о стагнации. Во- вторых, и этот номинальный прирост - следствие поглощения "Роснефтью" ТНК-ВР, обеспечившего первой увеличение доходов сразу в полтора раза. При исключении этого фактора показатель прироста выручки участников рейтинга снизится до 8,4%.

Согласно ежегодному рейтингу крупнейших компаний России, отрасли, которые принято называть базовыми, второй год демонстрируют очень скромную или даже отрицательную динамику. Например, компании черной металлургии снизили выручку по итогам 2013 года на 6,2%, в то время как по итогам прошлого рейтинга падение составляло 2,3%. Меньше снижение выручки у представителей цветной металлургии - на 0,8%.

На этом фоне в крупнейших нефтяных и газовых компаниях, дела шли несколько оптимистичней. Нефтяники и газовики за год увеличили реализацию своей продукции на 14,5% (в прошлом году было 7,8%). При этом росту выручки у нефтяных компаний не помешало снижение экспорта на 2,5% и такое же уменьшение среднегодовой мировой цены за баррель. А вот угледобытчикам, напротив, помог именно экспорт: без наращивания внешних поставок сразу на 12,6% падение их доходов могло оказаться более заметным.

Такая динамика отразилась на инвестиционных ожиданиях крупнейших российских компаний. Как показывает практика, сегодня главные опасения крупнейших инвесторов связаны с денежным наполнением уже заявленных проектов, в том числе в сфере проектного финансирования. По сути, самые масштабные государственные инвестпроекты сегодня завершены. А реализации новых препятствуют экономические санкции. При этом по темпам роста инфраструктуры, к примеру, автодорожной сети, способной стать драйвером роста, Россия отстает от стран- членов БРИК вдвое.

Примеры компаний, осуществляющих, несмотря на кризис, крупные капиталовложения, конечно же, есть. Но их амбиции, полагают эксперты, заслуживают большего внимания государства. Например, при корректировке промышленной политики, продвижении экономических интересов страны, разработке законодательных инициатив.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру10.10.2014