18-12-20 / 2020
Новости отрасли
Цифровым проектам РЖД пора расти

За 2019 год подтвержденный эффект для ОАО "РЖД" от цифровизации составил 1,1 млрд руб., что на 17% выше, чем было запланировано, сообщил заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Евгений Чаркин. "Так как от пилотных проектов мы переходим к масштабированию, то рассчитываем и на масштабирование этого эффекта", – добавил он. О расширении каких проектов грезят РЖД? Следует начать с того, что необходимость расширения практики внедрения и масштабирования цифровых сервисов уже не отрицается никем. Так, руководитель направления "Инновации" группы GEFCO Капучине Турренк -ле-Трегуйи и вовсе заявила, что цифровые платформы для игроков транспортно-логистической сферы – это обязательный элемент работы. Причем соревноваться на этом поле, по ее мнению, предстоит с настоящими IT-гигантами. С ней согласен заместитель директора департамента цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации Евгений Ткаченко. "Кто первым начнет применять адекватные инструменты, тот и выиграет мировую гонку за технологическое лидерство, получит всю технологическую ренту развития", – считает он.

Причем, по мнению исполнительного партнера Gartner Максима Григорьева, цифровые технологии – это одно из немногих направлений в деятельности компаний, которое в ближайшее время не претерпит сокращений. Скорость трансформации, по оценкам аналитиков, будет возрастать, как и размер инвестиций, подчеркнул он.

В ОАО "РЖД" поддерживают эту озабоченность цифровизацией. Е. Чаркин отметил, что ни один из проектов, входящих в стратегию цифровой трансформации ОАО "РЖД" не был остановлен из-за пандемии.

Рассказывая о реализуемых проектах, Е. Чаркин отметил достижения в области развития пассажирского движения через платформу мультимодальных перевозок. "Запущенный конструктор мультимодальности будет развиваться и дальше на базе обновленного корпоративного сайта и мобильного приложения", – добавил он, отметив, что пандемия привела к существенному росту продаж электронных билетов – их доля в структуре реализации повысилась примерно на 30%.

В части грузовых перевозок Е. Чаркин выделил продукты, реализуемые на базе электронной торговой площадки "Грузовые перевозки". "Здесь мы реализуем дополнительные сервисы с точки зрения электронного документооборота (ЭДО). Причем серьезный акцент сделан на будущее, поскольку бесконтактное взаимодействие с клиентами эффективно, и мы видим ответный спрос на эти сервисы", – рассказал представитель ОАО "РЖД".

В частности, на базе ЭДО также реализуется проект "Интертран", который позволяет перевести мультимодальные грузовые отправления в безбумажный формат. "Эффект, который мы уже видим, – сокращение срока транзитной перевозки на 4 суток", – рассказал Е. Чаркин.

В III квартале 2020 года с помощью "Интертрана" была осуществлена первая полностью безбумажная перевозка по маршруту Нинбо (Китай) – Колядичи (Беларусь). Однако заместитель главного инженера Белорусской железной дороги Геннадий Глевицкий заметил, что в ходе эксперимента все же были выявлены некоторые сложности. "Основные проблемы были связаны с качеством данных в электронных документах, которое в большинстве случаев зависит от человеческого фактора, – это ошибки и небрежность операторов при формировании документов", – рассказал Г. Глевицкий. По его словам, дальнейшая работа над проектом должна заключаться в полном исключении человека из процесса оформления перевозки.

Также, по словам Е. Чаркина, РЖД планируют дальнейшее развитие применения искусственного интеллекта (ИИ). На базе этой технологии реализуются речевые сервисы – в частности, создание сервисов – помощников для машинистов, служб работы с внутренними и внешними пользователями, а также проекты, использующие компьютерное зрение, – технологии помощи машинистам маневровых локомотивов, запуск беспилотного движения. Представитель ОАО "РЖД" рассказал отдельно о пилотном проекте на базе станции Челябинск-Главный – тестировании сервиса "помощник диспетчеру". Благодаря ей, по оценке Е. Чаркина, удалось повысить пропускную способность сортировочной станции на 20%. "Если сделать мультипликацию на весь полигон железных дорог, можно представить, каков потенциал увеличения эффективности", – подчеркнул Е. Чаркин.

Еще одно направление цифровизации РЖД – использование программных роботов. "Мы начали с базовых цифровых процессов – рутинных операций в главном вычислительном центр. Эффект, который мы наблюдаем, – повышение производительности труда от 30 до 70%", – рассказал Е. Чаркин. Следующий шаг, по его словам, – это полномасштабное внедрение роботизации на весь спектр рутинных операций в таких областях, как бухгалтерия и финансы, кадровое администрирование, и др.

Прозвучал также вопрос о применении технологии блокчейн. "Мы начали с Октябрьской железной дороги, на базе которой сделали пилот по двум блокчейн-системам. Первая – это смарт-контракт, который связывает клиента, оператора, железную дорогу и порт. Эффект с точки зрения уменьшения документооборота и повышения прозрачности очень серьезный. Также мы запустили платформу "доверенная среда" для вагонного комплекса, мы объединили РЖД, собственника подвижного состава и компании, которые занимаются его обслуживанием. Мы начали с колесной пары – по ним уже более 200 тыс. операций было проведено в системе. Мы будем масштабировать ее на другие элементы грузового вагона и подключать новых участников", – рассказал Е. Чаркин.

Также на базе блокчейн-технологии был запущен проект "доверенная среда локомотивного комплекса", который объединяет ОАО "РЖД", производителя тягового подвижного состава и сервисную компанию. "На базе этой доверенной среды все участники могу строить свои сервисы, которые позволят повысить собственную эффективность. Важно, что информация теперь у всех одинакова и непротиворечива", – подчеркнул Е. Чаркин.

Эксперты предупреждают, что все перечисленные решения малоэффективны в условиях отрыва друг от друга. В частности, о необходимости объединения разрозненных средств диагностики, используемых на сети ОАО "РЖД", в единую систему напомнил заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО "Компания "Транстелеком" Алексей Ноздрин.

"В настоящее время на сети РЖД развернуто бесчисленное количество средств диагностики поездов и вагонов, в том числе на ходу. Работают средства мониторинга места нахождения подвижных единиц, а также внедрены отдельно аппаратно-программные решения по безлюдным и роботизированным технологиям. С одной стороны, они эффективны. С другой – некоторые решения пока внедряются фрагментарно. Поэтому существует запрос на создание одного полигона, на котором все эти решения были бы собраны воедино и были бы реализованы сквозные бизнес-процессы управления данным полигоном", – рассказал А. Ноздрин.

Это понимают и в монополии. "Мы видим потенциальный эффект не в какой-то отдельной технологии. К примеру, искусственный интеллект не будет полноценным без качественного сбора информации. Здесь уже вступает в силу технология интернета вещей, которая повышает качество и оперативность сбора данных. Далее требуется технология обработки больших данных... Именно в сквозных технологиях мы видим потенциал эффективности", – подвел итог Е. Чаркин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер18.12.2020