27-06-17 / 2017
Новости отрасли
Цифровизация магистрали

Приволжская готова внедрить пилотный проект по комплексной реализации компонентов цифровой железной дороги в сфере грузовых перевозок. Об этом сообщил начальник магистрали Сергей Альмеев в ходе рабочего совещания в Волгограде. В нем также приняли участие директор по информационным технологиям ОАО "РЖД" Евгений Чаркин, генеральный директор Центральной станции связи Вадим Вохмянин, заместитель начальника Департамента управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфраструктура" Александр Пермяков и заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания Андрей Дреничев.

Применение IT-инструментов позволит повысить эффективность деятельности холдинга. Очередным шагом в развитии магистрали станет перевод ее деятельности на "цифровые рельсы". Это позволит повысить эффективность внешней и внутренней клиентоориентированности, что, в свою очередь, будет способствовать конкурентоспособности железнодорожного транспорта в долгосрочной перспективе.

Ориентир на клиента

В нынешнем феврале был проведен анализ уровня лояльности клиентов во втором полугодии 2016-го. Статистика показала, что на 28,9 процента увеличилась доля тех, кто готов рекомендовать услуги железнодорожного транспорта, и на 37,8 процента возросло число детракторов – клиентов с негативным отзывом. 

– Согласно результатам анкетирования, мы теряем до 11 потенциальных клиентов. По итогам второго полугодия прошлого года, несмотря на повышение уровня лояльности клиентов, на 83,4 процента увеличилось количество замечаний, – сообщил начальник Приволжского ТЦФТО Дмитрий Горох. – Основной фактор неудовлетворенности заключается в обеспечении вывоза грузов, качестве обслуживания клиентов и стоимости услуг железнодорожного транспорта. Все это мы должны усовершенствовать.

Для повышения эффективности взаимодействия с бизнес-сообществом в прошлом году был открыт Центр продаж услуг, с 14 до 4 сокращено количество уставных документов, необходимых для заключения договоров, введены принципы "первой и последней мили", смс-информирование, осуществлено обслуживание клиентов по грузовым перевозкам через единый call-центр ОАО "РЖД". Обкатывается технология информирования грузоотправителя с помощью виртуального собеседника – прототипа сайта Центра продаж услуг и чат-бота "RZD Cargo" в системе мгновенного обмена сообщениями Telegram. В текущем году заработала электронная торговая площадка. 

Сотрудники Приволжского ТЦФТО    выявили основные потребности руководителей предприятий среднего и малого бизнеса, касающиеся качества предоставления транспортных услуг. Среди них – мобильность, оперативность, своевременность, простота оформления документов, гарантия выполнения обязательств, полнота удовлетворения спроса и другое. Также специалисты оценили ожидания клиентов и сформировали предложения на их запросы. Все они касаются повышения эффективности взаимодействия с клиентом, в том числе отработки инструментов диспетчеризации жизненного цикла услуги, внедрения интеграционного комплекса программных продуктов, включая систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и систему внутреннего обмена услугами (наряд-заказы), обеспечение обслуживания клиентов по принципу "одного окна", разработку сайта и мобильных приложений с функцией расчета стоимости услуг. 

Для дальнейшего развития компании специалисты отмечают необходимость налаживания взаимодействия между подразделениями коммерческого и производственных комплексов. Предлагается формализовать отношения через наряд-заказы на основе цифровых технологий и IT-инструментов. Это позволит осуществлять постоянный мониторинг – диспетчеризацию жизненного цикла внутренних и внешних услуг – и обеспечивать координацию действий для погрузки в срок, подачи и уборки вагонов по расписанию, взаимосогласованного подвода составов грузополучателю и прочих производственных процессов. 

Внутренний обмен

Чтобы уменьшить непроизводственные потери и улучшить внутренние бизнес-процессы, начальник Приволжской магистрали Сергей Альмеев предложил дополнить перечень ключевых технологий комплексного научно-технического проекта "Цифровая железная дорога" сквозными цифровыми технологиями управления эффективностью в сфере грузовых перевозок, созданными специалистами Приволжской, и отработать их на полигоне дороги в качестве пилотного варианта.  

Модель повышения внутренней и внешней эффективности холдинга ОАО "РЖД" включает в себя компоненты цифровой железной дороги для автоматизации внутреннего обмена услугами, системы управления по показателям, мониторинга и оценки деятельности бизнес-единиц компании, системы взаимоотношений с клиентами и информационных сервисов для них. Она осуществляется на основе взаимодействия информационных систем АС ВОУ, ИСС ТЭП, АСОУП, ЭТРАН, АСУ ТО, многофункциональной электронной торговой площадки, CRM и мобильных решений. Это позволяет вести суточные заявки и план, а также получать отчетность и выводить данные на табло диспетчеризации жизненного цикла транспортных комплексных услуг. В данном случае заказчиком перевозок выступает ЦФТО, а исполнителем – ЦД. Для организации их эффективной работы и необходим этот информационный продукт, позволяющий обеспечивать внутренний обмен данными на технологическом полигоне, региональном и территориальном уровнях управления. 

– Предлагаемая модель вводит новые парадигмы управления перевозками, – подчеркнул начальник службы корпоративной информатизации Приволжской дороги Александр Рудой. – Что такое сквозные цифровые технологии управления повышением эффективности? Прежде всего это взаимодействие заказчика и исполнителя в режиме реального времени на базе внутреннего оборота услуг.

Доступ к оперативным данным в режиме реального времени руководитель сможет получить благодаря единому "окну" информационного обеспечения.

– Информационно-справоч-ная система "Табло эксплуатационных показателей" включает сведения по погрузке-выгрузке, участковой скорости, вплоть до междорожных стыков, управлению тяговыми ресурсами, движением, – пояснил начальник службы технической политики Приволжской дороги Вячеслав Шатохин. – Также обеспечивается доступ к инструктивной информации и сообщениям о чрезвычайных ситуациях. Для пользователя работают вкладки о подготовках к зимнему периоду и летним перевозкам, схемы закрепления бригад по снегоборьбе с привязкой к станциям, основные план-карты хозяйств. Помимо этого, можно отслеживать температуры рельса в режиме реального времени в границах всех дистанций дороги. Не останется без внимания и инженерная деятельность, в том числе энергоэффективность и бережливое производство.

После доработки данная система позволит осуществлять мониторинг на геоинформационной платформе параметров текущего состояния предоставления транспортной услуги, показывать индикацию отклонения от заданных параметров с учетом характера и степени влияния на уровень сервиса с расчетом доходов и непроизводительных потерь в режиме реального времени, делать прогнозы, выявлять негативные тренды и многое другое, в том числе формировать отчеты. Все это будет отображаться на четырех разных табло в зависимости от категории пользователя: эксплуатационный, коммерческий комплексы, корпоративное управление и клиент. Кроме того, специалисты Приволжской продемонстрировали эскизные решения диспетчеризации жизненного цикла транспортной услуги. 

Для практической отработки функциональных требований автоматизации мониторинга деятельности подразделений холдинга РЖД применяется портал "Система мониторинга выполнения ключевых показателей на полигоне Приволжской дороги".

– Данная система позволяет отслеживать эффективность работы на каждом уровне: от полигона до узла, – отметил начальник отдела корпоративного управления и реализации стратегии Приволжской дороги Игорь Лыткин. – Отчетность формируется как по бизнес-блокам, так и по дороге в целом. В итоге можно увидеть результативность каждой бизнес-единицы.

По окончании квартала составляется рейтинг регионов и распределяется премия. В соревновании принимают участие также узловые и станционные рабочие группы.  

"Максим Горький" в цифре

– Наша идея заключается в том, чтобы взять за основу станцию имени Максима Горького и к 2019 году полностью внедрить на ней сквозные цифровые технологии управления сортировочным комплексом во взаимодействии с "цифровыми" локомотивным, вагонным депо, дистанцией СЦБ, центром продажи услуг и коммерческим блоком в электронном виде, – сообщил начальник Приволжской дороги Сергей Альмеев. – Мы хотим объединить научно-технические разработки на сортировочной станции, через которую ожидается пропуск всего транзитного вагонопотока в порты Северного Кавказа. 

Планируется, что на станции будет внедрен пилотный проект "Типовая цифровая сортировочная станция". На данный момент создан его концепт-эскиз. 

– Нами предлагается реализация единой цифровой безбумажной технологии работы сортировочной станции с учетом максимальной интеграции всех существующих управляющих и информационных систем и их развития с применением цифровых высокоскоростных каналов проводной и беспроводной связи и передачи данных. В комплексе это позволит осуществлять взаимодействие всех участников станционного процесса в рамках выполнения требуемых ключевых показателей эффективности по видам деятельности и удовлетворенности потребителя, – уточнил первый заместитель начальника службы технической политики Приволжской дороги Андрей Гаркуша.

По мнению специалистов, ядром используемых информационных систем должна стать АСУ СТ, уже реализованная на станции имени Максима Горького, с технологиями планирования (АРМ Полиграф) и анализом исполненной работы (ГИР Феникс). Далее во взаимодействие вступают передовые программы, применяемые на других железнодорожных станциях, например КСАУ СП (станции Инская, Красноярск-Восточный) с интерактивным горочным пультом, МАЛС – возможности навигационных технологий (станции Лужская, Челябинск-Главный). Также речь идет о совершенно новых информационных продуктах. ППСС (разработка Ростовского подразделения НИИАС) на 95 процентов способна задействовать безлюдные технологии и повысить достоверность удаленной диагностики в вагонном хозяйстве. А системы спутниковой навигации и идентификации подвижного состава (САИ ПС) совместно с АСУ Т обеспечат позиционирование и рациональную подвязку тягового подвижного состава на всей территории станционного комплекса.

Вместе с тем предусмотрено и взаимодействие с внешними системами для обеспечения оперативного планирования по трем часовым периодам. Помимо формирования различных сценариев планирования, будут осуществляться мониторинг и контроль текущего состояния всех объектов и автоматизированный анализ для принятия управленческих решений в зависимости от текущей ситуации. В результате сквозная цифровая технология обеспечит повышение эффективности переработки грузопотока на станции и технологическом полигоне.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Железнодорожник Поволжья27.06.2017