17-10-19 / 2019
Новости отрасли
Цифровая-Сортировочная

Уже в этом году на станциях начнется внедрение автоматических модулей управления подвижным составом C 2019 по 2025 год на 26 сортировочных станциях ОАО "РЖД" будет реализован проект "Цифровая сортировочная станция": внедрен ряд программно-аппаратных комплексов, разработанных специалистами АО "НИИАС". Проект позволит автоматизировать сортировочные работы, сократить время на их проведение, повысить безопасность и даст существенный экономический эффект в масштабах всей сети. Как рассказал "Гудку" директор Ростовского филиала АО "НИИАС" Александр Шабельников, в программу "Цифровой сортировочный комплекс" входит несколько модулей. Основой является "Комплексная цифровая система автоматизации управления сортировочным процессом" (КСАУ СП), которая с помощью интерактивного пульта и интеллектуальных адаптируемых алгоритмов обеспечивает управление роспуском составов, маршрутами движения и скоростью скатывания отцепов. Кроме того, система обладает функциями самодиагностики.

Также в проект входит интегрированный пост автоматизированного приема и диагностики подвижного состава (ППСС), маневровая автоматическая локомотивная сигнализация (МАЛС), обеспечивающая безопасность маневровых работ, в том числе в режиме "Без машиниста", система контроля и подготовки информации для АСУ станции о перемещениях вагонов и локомотивов в реальном времени (СКПИ ПВЛ РВ), системы автоматизированного замедления и закрепления вагонов в парках станции и автоматизированного роспуска опасных грузов второго класса опасности.

Как рассказал начальник отдела автоматизированных систем управления Цифровой станции Ростовского филиала АО "НИИАС" Иван Ольгейзер, процесс работы сортировочной станции, оснащенной модулями цифрового сортировочного комплекса, будет выглядеть следующим образом: состав заезжает на станцию, автоматически закрепляется специальными устройствами, установленными на путях парка прибытия, технический и коммерческий осмотр выполняются средствами системы ППСС с передачей результатов осмотра сразу в АСУ станции.

Далее состав надвигается на горку локомотивом под управлением МАЛС в режиме "Без машиниста". Затем роспуск вагонов на сортировочной горке, в том числе и второго класса опасности, осуществляется в автоматическом режиме под управлением КСАУ СП. Заграждение и закрепление вновь формируемых в сортировочном парке составов осуществляются автоматизированными заграждающими устройствами. Информация о местонахождении и перемещении подвижного состава, начиная от прибытия и заканчивая отправлением вновь сформированного поезда, в автоматическом режиме передается в АСУ станции системой СКПИ.

В настоящий момент уже начата работа по проектированию внедрения модулей комплексного проекта на станциях Челябинск-Главный, Инская, Кинель, Хабаровск. Разработка модулей Цифровой сортировочной станции ведется по заказу РЖД с 2017 года в рамках работ по цифровой трансформации отрасли. Отдельные элементы системы до сих пор испытывались на ряде сортировочных станций (например, система МАЛС испытывалась на станции Лужская и Челябинск-Главный, заграждающие устройства – на станции Елец). КСАУ СП была внедрена на 20 сортировочных станциях. Однако в комплексе модули начнут внедряться только в этом году.

Как сообщил Иван Ольгейзер, система позволит исключить из процесса сортировки вагонов человеческий фактор, повысить безопасность за счет автоматизации работ и ускорить процесс сортировки вагонов. По расчетам АО "НИИАС", после внедрения КСАУ СП простой вагонов, поступивших на переработку, должен сократиться на 10%, объемы маневровой работы – на 33%, расходы, связанные с повреждением вагонов, – на 99%. Кроме того, на 43% должны сократиться затраты на электроэнергию.

В общей сложности в соответствии с расчетами, проведенными АО "ИЭРТ", совокупный экономический эффект от внедрения цифрового сортировочного комплекса составит более 140 млрд руб. за 20 лет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.10.2019