31-05-17 / 2017
Новости отрасли
Цифровая дорога выходит на связь

Проектно-изыскательские работы на ВСМ Москва – Казань близятся к завершению. Проектная документация на первый участок Москва – Нижний Новгород уже передана Главгосэкспертизе. На стол экспертов легли и технические решения по организации систем железнодорожной связи, предложенные ОАО "НИИАС", которые использовало при проектировании АО "Мосгипротранс".

Единое информационное пространство ОАО "РЖД" создается на базе современных цифровых телекоммуникационных сетей. Их базовым элементом являются магистральные и дорожные волоконно-оптические линии связи, которые прокладывались в 1990–2000 годы. Тогда же появились и цифровые системы общетехнологической связи, действующие сегодня на основных направлениях железных дорог России.

Позже была разработана технология нового поколения цифровой технологической связи, основанная на применении пакетной коммутации (IP-технологии). Это позволило организовать все виды оперативно-технологической и общетехнологической связи на единой аппаратно-программной платформе. Вместо отдельных коммутационных станций для каждого вида связи теперь используется единый телекоммуникационный сервер, что существенно сокращает расходы на строительство и эксплуатацию. В связи с очевидными преимуществами ОАО "РЖД" приняло решение о внедрении данной технологии при модернизации и новом строительстве сетей технологической связи. Именно эта технология заложена и в проект ВСМ Москва – Казань.

Институт помог компании "РЖД" решить и еще одну важную проблему на электрифицированных линиях – защиты аппаратуры и линейно-кабельных сооружений проводной связи от импульсных перенапряжений и грозовых разрядов. Была разработана на новой элементной базе технология, которая значительно снизила влияние на нее погодных условий и промышленных помех.

Развитие железнодорожной радиосвязи сегодня осуществляется по двум направлениям: внедрение цифровых систем радиосвязи и передачи данных стандарта DMR в частотном диапазоне 160 МГц и стандарта GSM-R в диапазоне 900 МГц. Системой GSM-R оборудованы участки Туапсе – Адлер – Альпика-Сервис Северо-

Кавказской железной дороги и участок Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской магистрали. С участием специалистов института там были проведены приемочные испытания системы GSM-R, подтвердившие эффективность ее применения для поездной радиосвязи и передачи данных в автоматизированные системы управления.

Жалобы жителей прилегающих к станциям жилых массивов на громкоговорящую связь заставили обратить внимание и на эту проблему. Началось создание системы станционной двусторонней парковой связи и оповещения людей, работающих на железнодорожных путях, на базе радиосвязи. При этом используются миниатюрные приемники, вшитые в сигнальный жилет железнодорожника. Кстати, зарубежные аналоги этой системы отсутствуют.

Важнейшие задачи стоят перед институтом и в рамках реализации глобального проекта ОАО "РЖД" – создания в России цифровой железной дороги. В этом проекте средствами телекоммуникаций обеспечивается взаимодействие центров управления, объектов инфраструктуры и подвижного состава в процессе перевозок, работа средств радиосвязи при интервальном регулировании движения поездов, а также реализация промышленного "интернета вещей" на железнодорожном транспорте.

При создании цифровой железной дороги необходимо освоить перспективный стандарт радиосвязи LTE. Это позволит увеличить скорость передачи данных и расширить спектр услуг связи. Первые шаги по применению систем LTE на железнодорожном транспорте были сделаны при проведении испытаний на участке Москва-Павелецкая – пл. ЗИЛ Московской дороги в прошлом году. Эта работа будет продолжена. На нас возложена большая ответственность за решение научно-технических проблем в области телекоммуникаций, и в первую очередь за создание новых технологий, способствующих повышению безопасности движения и качества обслуживания пассажиров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.05.2017