26-06-19 / 2019
Новости отрасли
Цифра не спешит

Тенденция перехода на цифровые технологии неизбежно затрагивает все отрасли, в том числе и транспортную. Уже не раз говорилось об организации электронного документооборота, создании торговых площадок для предоставления услуг онлайн и т. д. Однако эксперты отмечают, что предстоит еще очень много работы, поскольку как таковой трансформации рынка пока не произошло. Что требуется для качественного скачка в будущее, обсудили в рамках делового семинара "Цифровизация на транспорте: для себя, а не для галочки", организованного журналом РЖД-Партнер. Важно отметить, что формат мероприятия традиционно подразумевал как личное присутствие, так и интернет-трансляцию, которая позволила подключиться к дискуссии представителям не только регионов России, но и стран СНГ, в частности Латвии. Участники дискуссии отметили, что, по сути, термины "цифровизация" или же его англоязычная версия "диджитализация" не совсем точные. По мнению главного аналитика ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", члена Экспертного совета при правительстве РФ Андрея Ионина, для большего понимания, скорее, подходит словосочетание "цифровая или же технологическая трансформация". При этом он дал не самую позитивную оценку развитию этого процесса в России. "Термин пока придумали, приняли большую программу, выделили огромные деньги, но движение идет не совсем нужными темпами", – пояснил А. Ионин.

Для того чтобы дело сдвинулось, по его мнению, необходимо развивать площадки, которые объединят бизнес, у которого в этом направлении есть общие интересы. Это позволит совместно решать текущие задачи. Также должны быть созданы площадки взаимодействия бизнеса с государством, поскольку такого механизма сейчас нет. Собственно, изучением этого вопроса и займется недавно созданная ассоциация "Цифровой транспорт и логистика".

Надо сказать, что определенные успехи на цифровом поле есть. Так, главный конструктор ООО "ИнтэлЛекс" Николай Бузурнюк напомнил, что РЖД занимается вопросом развития электронного документооборота в течение последних 20 лет. И на сегодня этой технологией охвачены все сферы взаимоотношений с клиентами. "Буквально месяц назад мы совместно с ФНС и ФТС России разработали приказ, который регулирует электронное предоставление сведений о транспортных документах для подтверждения ставки НДС 0%. Это ограничивало в развитии технологии электронного документооборота в экспортном, импортном и транзитном сообщении. Сегодня все нормативные и технические вопросы решены. Осталось официально зарегистрировать документ в Минюсте России", – пояснил спикер.

По словам Н. Бузурнюка, развивается и ЭТП ГП. В настоящее время, кроме внутренних перевозок с предоставлением вагонов, отрабатываются решения по экспортным перевозкам в направлении портов и сухопутных пограничных переходов. Следующим важным этапом станет присоединение к базовой услуге перевозки сопутствующих сервисов, в частности, терминалов, путей необщего пользования, других видов транспорта, электронного декларирования и т. д.

Независимый эксперт Елена Кунаева добавила, что пока процесс развития ЭТП ГП идет достаточно медленно, поскольку к этому ресурсу еще нет должного уровня доверия среди клиентов. Связано это с тем, что площадка попросту не предлагает какие-то новые решения по конкурентоспособной цене. "Мало согласовать возможность организации перевозки на этом ресурсе. Нужно полное понимание ответственности всех участников процесса", – подчеркнула эксперт.

Она также согласилась с тем, что о цифровой трансформации сегодня говорится много, но активного движения, при высокой степени технической и технологической готовности многих структур, нет. По мнению Е. Кунаевой, требуется серьезный пересмотр технологий и деятельности структур, которые будут задействованы в этом процессе, а также перераспределение функций, полномочий и ответственности всех его участников.

Президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Ольга Мельникова считает, что серьезным тормозом для развития цифровых технологий является законодательство. И характерно это не только для нашей страны. К примеру, цифровизация единых транспортных документов Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) затянулась на 5 лет. Это несмотря на то, что транспортные документы разрабатываются и регламентируются самой ассоциацией. Плюс ко всему Европа в гораздо большей степени унифицирована, чем, например, российское законодательство. "У нас практически невозможно сравнивать документы воздушного транспорта с железнодорожным или же морским. Транспортные уставы в стране разные. Не говоря о том, что автомобили – это не вид транспорта, а способ организации перевозки", – пояснила она.

По словам О. Мельниковой, до тех пор, пока наше законодательство не придет к единообразию, к четкому пониманию того, что прописано в документе, очень сложно говорить о цифровом прогрессе отрасли.

Несмотря на определенные сложности, достаточно позитивно оценил ситуацию председатель подкомитета по железнодорожному транспорту ТПП РФ Евгений Реутов. Он напомнил, что еще 5 лет назад велись активные споры о создании коммерческой инфраструктуры рынка железнодорожных перевозок (КИР) с блоком торговой площадки. Сейчас есть ЭТП ГП, есть и другие компании, которые имеют электронные ресурсы и торговые площадки. Также он отметил развитие электронного документооборота. При этом эксперт заявил, что многое еще не сделано. "По большому счету торговля услугами железнодорожного транспорта и комплексной транспортной услугой еще не развита. Нет ресурса, на котором бы происходили торги в так называемом биржевом стакане, где можно играть на повышение или же понижение стоимости вагона, услуги и т. д. Но самая большая задача – это создание глобального электронного ресурса, в который бы входили все виды транспорта. По его словам, грузоотправитель не должен тратить время на поиск вагонов, локомотивов и т. д. Он хочет ввести определенную точку А и точку Б. После чего единый электронный ресурс даст оптимальные варианты маршрута как с участием одного вида транспорта, так и с задействованием мультимодальных перевозок. Причем весь этот процесс, по мнению Е. Реутова, должен выходить за пределы ЕАЭС. Свои цифровые достижения продемонстрировали и другие компании.

В частности, начальник отдела НИОКР департамента по электронной технике и технологиям АО "ИПК "СТРАЖ" Алексей Павлов рассказал участникам об интеллектуальной системе электронного пломбирования "БигЛок". Она обеспечивает сохранность грузов при перевозке в режиме онлайн. А директор по продажам IT ООО "Максима Логистик" Александр Мухин сообщил об услуге компании под названием "личный кабинет железнодорожного оператора". Он позволяет клиенту видеть свободные вагоны под погрузку, самостоятельно заказывать и оплачивать их и т. д.

Однако, по словам Н. Бузурнюка, цифровизация разных сфер деятельности неизбежно связана с вопросом информационной безопасности. При этом высокая стоимость систем кибербезопасности может свести на нет все экономические эффекты от внедрения цифровых технологий. Поэтому, если говорить об участии государства в процессе цифровой трансформации, его первой задачей в сфере цифровизации должно быть как раз обеспечение кибербезопасности систем бизнеса и граждан, так же как обеспечивается безопасность самих граждан и юридических лиц, их имущества или прав.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру26.06.2019