04-12-13 / 2013
Новости отрасли
ФГК повышает коммерческую привлекательность подвижного состава

Виталий Евдокименко, генеральный директор ОАО «Федеральная грузовая компания»

– Виталий Михайлович, 2013 год – третий год работы ОАО «ФГК». Что удалось компании за эти годы, каковы основные итоги?

– За три года работы компания создала разветвлённую филиальную сеть, образованы представительства на Украине и в Республике Казахстан. Учитывая общегосударственный статус компании, присутствие во всех регионах страны, в ноябре 2012 года было принято решение о переименовании открытого акционерного общества «Вторая грузовая компания» в открытое акционерное общество «Федеральная грузовая компания».

С момента создания компании и по сей день ФГК, как крупнейший оператор универсального подвижного состава, понимает свою ответственность перед заказчиками и потребителями услуг. В приоритетном порядке обеспечиваются перевозки для нужд холдинга «РЖД», социально значимые перевозки угля для нужд ЖКХ во всех регионах России, поставка угля на предприятия топливно-энергетического комплекса страны. Компания успешно справляется с принятыми обязательствами и обеспечивает в полном объёме заказы силовых ведомств РФ, о чём свидетельствует полученное в октябре 2012 года благодарственное письмо от руководства Министерства обороны за качественное обеспечение подвижным составом при проведении стратегических учений.

ФГК принимает активное участие и в осуществлении перевозок грузов для ликвидации последствий наводнения в Амурской области и Еврейской автономной области. Парк предоставляется для завоза каменного угля, пиломатериалов, строительных грузов и продовольственных товаров.

На протяжении всего времени ведётся активная работа по организации и выстраиванию долгосрочных взаимоотношений с ключевыми клиентами на принципах единого договора на комплексное транспортно-логистическое обслуживание. Заключены договоры с крупными грузоотправителями угля и международными трейдерами на оказание услуг по перевалке, хранению и транспортно-логистическому обслуживанию в портах.

В клиентском портфеле компании ряд крупных концернов, среди которых ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ТК «ЕвразХолдинг», ОАО «Северсталь», ОАО «Мечел», ОАО «Русский уголь», ОАО «МХК «Еврохим» и другие.

Мы уделяем пристальное внимание повышению коммерческой привлекательности подвижного состава, в частности закупке инновационных вагонов с учётом возрастающих потребностей клиента, а также своевременному ремонту подвижного состава. В результате данных мероприятий доля вагонов моложе 10 лет в парке компании доведена до 31%.

Данные меры позволили ОАО «ФГК» нарастить долю рынка в сетевом грузообороте с 5,6% в 2012 году до 13% в 2013-м (в среднем за 9 месяцев). В течение 2013 года доля ОАО «ФГК» в сетевом грузообороте непрерывно росла с 9,4% в январе до 15,5% в сентябре. При этом доля ОАО «ФГК» в российском парке вагонов по состоянию на сентябрь 2013 года составила 13,6%. Также в 2013 году ФГК начала оперирование цистернами и планирует занять устойчивую долю рынка в данном сегменте.

– ОАО «ФГК» принимает активное участие в формировании эффективной регуляторной модели рынка грузовых перевозок. Что уже достигнуто, а что ещё впереди?

– Являясь крупнейшим железнодорожным оператором на «пространстве 1520», ОАО «ФГК» занимает активную позицию по вопросам структурных преобразований на железнодорожном транспорте и взаимодействует с материнской компанией, органами власти и членами СРО НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава».

Как уже неоднократно отмечалось, структурная реформа рынка грузовых железнодорожных перевозок должна была сопровождаться, а по возможности – предваряться, реформой регуляторной модели этого рынка. Однако на практике в ходе реформирования можно отметить значительное отставание темпов формирования нормативной правовой базы от темпов структурных преобразований.

В условиях, когда у участников перевозочного процесса и регулятора не согласованы цели и задачи, принятие нормативных правовых актов является трудоёмким процессом, требующим длительного времени для поиска наилучших решений.

Также нужно сказать о проводимой работе по актуализации федеральных законов «О железнодорожном транспорте» и «Устав железнодорожного транспорта». Процесс находится в завершающей стадии.

ОАО «РЖД» подготовило в конце 2012 года Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок (ЕСТП). Те технологические инновации ЕСТП, которые не противоречат действующей нормативной базе и внедряются на сети, положительно сказываются на перевозочном процессе, ведь они регламентируют дополнительные услуги, которые перевозчик оказывает операторам: техническую маршрутизацию, движение поездов по расписанию и так далее. Но для внедрения всех положений ЕСТП необходимо комплексное внесение изменений в ряд нормативных правовых документов. При этом мы считаем, что в условиях формирования новой технологии управления вагонными парками принятие ЕСТП как программного документа с чёткой регламентацией технологических функций участников рынка грузовых железнодорожных перевозок создаёт хороший задел для дальнейшей работы по актуализации нормативной правовой базы.

Однако проведённая работа лишь шаг на пути к формированию прочной нормативной основы развития рынка грузовых железнодорожных перевозок и повышения эффективности железнодорожного транспорта. Для этого требуется дальнейшее комплексное взаимодействие заинтересованных сторон в части совершенствования нормативно-правовой базы.

– Ваша компания является одним из инициаторов возникновения на сети нового вида перевозок – контрейлерных. Каковы перспективы у этого проекта?

– Сложившиеся условия, обуславливающие существенные логистические издержки грузоотправителей, среди которых большие расстояния перевозок, высокая загруженность отдельных автотранспортных направлений, отсутствие в некоторых регионах надёжной автодорожной сети, очереди в пунктах пропуска через государственные границы РФ и соседних государств, создают благоприятную почву для развития контрейлерных перевозок в России как технологии, позволяющей сократить время доставки грузов.

В настоящее время ОАО «ФГК» совместно с ОАО «РЖД» готовит к запуску контрейлерный поезд на пилотном маршруте Москва – Хельсинки. Полученный опыт организации контрейлерных перевозок в международном сообщении может быть применён в будущем при развитии данного вида перевозок во внутрироссийском сообщении и на других зарубежных маршрутах.

Применение новейших технологий перевозок задаёт инновационный вектор развития в производстве подвижного состава. В 2013 году по заказу ФГК ОАО «Рузхиммаш» разработало техническую документацию и изготовило два опытных образца вагона-платформы для контрейлерно-контейнерных перевозок модели 13-9961. В настоящее время опытные образцы прошли полный комплекс испытаний, ведутся работы по получению сертификата соответствия нормам безопасности, после получения которого ОАО «Рузхиммаш» сможет приступить к серийному выпуску данных моделей платформ.

Важный экономический аспект эффективности контрейлерных перевозок на общегосударственном уровне – это разгрузка автомагистралей, по которым перевозится основная масса грузов большегрузными автомобилями, снижение аварийности, обеспечение сохранности дорожного полотна. Контрейлерные перевозки наносят меньший вред окружающей среде за счёт снижения вредных выбросов в атмосферу. Освоение ОАО «ФГК» контрейлерных перевозок позволит повысить конкурентоспособность подвижного состава компании, а также увеличить масштабы перевозочной деятельности и долю компании в сегменте высокодоходных грузов.

В рамках Концепции организации контрейлерного сообщения на «пространстве 1520» определён перспективный полигон курсирования регулярных контрейлерных поездов. Он включает Финляндию, Украину, страны Балтии, Белоруссию, Казахстан.

Таким образом, внедрение контрейлерных технологий – масштабный проект государства и транспортной отрасли.

– Нынешний год достаточно сложный с точки зрения развития рынка грузовых железнодорожных перевозок, а также инвестиционных планов операторов. Последует ли, с вашей точки зрения, рост экономики и активности на рынке грузоперевозок в 2014 году?

– В 2013 году в связи с образованием профицита вагонов на сети железных дорог и, как следствие, снижением уровня доходности перевозок, а также в результате мероприятий, связанных с ограничением продления срока службы подвижного состава, параметры инвестиционной программы ОАО «ФГК» на 2013 год были пересмотрены в сторону их снижения. Сократились объёмы как закупок нового подвижного состава, так и проведения ремонтов с продлением срока службы.

При этом в 2014 году компания ожидает рост экономической активности, в связи с чем планирует проводить обновление подвижного состава на уровне 2012 года, преимущественно за счёт приобретения новых вагонов.

– Расскажите о запланированных инвестициях на 2014 год. Каковы, в частности, планы ОАО «ФГК» по приобретению подвижного состава? Сколько за прошедшие три года компания приобрела новых вагонов?

– За 2011–2013 годы компания приобрела 17,4 тыс. новых вагонов, из них более 10 тыс. полувагонов, более 2,5 тыс. крытых вагонов, около 4,5 тыс. цистерн и почти 300 платформ, на общую сумму порядка 38 млрд руб.

В 2014 году ОАО «ФГК» также планирует реализовать обширную инвестпрограмму и приобрести не менее 5 тыс. полувагонов и 3 тыс. крытых вагонов. В 2014 году 99% инвестиционного бюджета запланировано на обновление и модернизацию подвижного состава.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.12.13Вклад в модернизацию