05-12-17 / 2017
Новости отрасли
ФГК обжалует решение ФАС по ставкам на полувагоны при его поступлении

 "Дочка" ОАО "Российские железные дороги" - АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК) - намерена обжаловать решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ, грозящей оператору оборотным штрафом по делу о ставках на универсальный подвижной состав, следует из сообщения ФГК.

Она не согласна с предъявляемыми обвинениями "в установлении монопольно высоких ставок на предоставление полувагонов", подчеркивая, что в 2016 г. ее доля на этом рынке в РФ немногим превышала 20%, а стоимость аренды подвижного состава была значительно ниже, чем у конкурентов.

"В 2016-2017 гг. на операторском рынке, действительно, произошла серьезная коррекция цен (вверх - ИФ). Вагонная составляющая (доход оператора) после длительного спада приблизилась к уровню 2012 г. В то же время, цены на перевозимые сырьевые товары также существенно выросли. Кроме того, на уровень ставок повлияли и рыночные факторы, такие как баланс спроса и предложения, окупаемость вагона, изменение количества парка на сети", - отмечает "Федеральная грузовая", добавляя, что по запросу ФАС предоставила "тысячи документов, подтверждающие эту информацию".

"На протяжении всего периода рассмотрения дела и по настоящее время объем заявок на услуги ФГК в несколько раз превышает ее возможности. При этом большинство компаний, на которые ссылается антимонопольная служба в рамках рассматриваемого дела, не имели договорных взаимоотношений с АО", - также заявляет оператор.

При этом он отмечает, что за последние два года за счет повышения внутренней эффективности и инвестиционной программы перевозки в вагонах "Федеральной грузовой" выросли на 27%. "Компания провела оптимизацию персонала и на 43% увеличила производительность труда в показателях грузооборота. Каждый вагон ФГК перевез в 2016 г. на 11% больше грузов, чем годом ранее", - говорится в сообщении.

"В ситуации очевидного дефицита (подвижного состава в РФ - ИФ), который сохраняется до сих пор, компания приостановила рост цен для пользователей услуг. Помимо приобретения 26 тыс. вагонов и модернизации универсальных платформ, ФГК выплатила РЖД более 10 млрд руб. дивидендов, направленных на развитие сети и повышение доступности услуг ж/д транспорта для предприятий РФ", - добавляет оператор, отмечая, что "в связи с этим предпримет необходимые действия для обжалования решения ФАС в установленном законодательством порядке".

В понедельник замглавы ведомства Александр Редько заявил, что в течение 10 дней антимонопольная служба планирует выдать предписание по делу о вагонных ставках, а в течение месяца - возбудит административное дело по оборотному штрафу (в соответствии с Кодексом об административных нарушениях - от 1% до 15% от оборота на этом рынке). По словам чиновника, комиссия ФАС определила, что ФГК и центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД нарушили законодательство о защите конкуренции, установив и поддерживав монопольно высокие цены на предоставление полувагонов в 2016 г. и в начале 2017 г.

"Ставки оперирования выросли с 400-500 руб. в сутки летом 2016 г. до 1,3 тыс. руб., а потом и выше. Это примерно эквивалентно 200-250 млрд руб. дополнительной нагрузки на экономику. В совокупности с тарифной индексацией, которая была проведена в два раза выше инфляции, за два года транспортные затраты для строительных, лесных грузов, руды и углей с начала 2016 г. выросли почти в 1,5 раза", - заявил чиновник.

При этом он напомнил, что в марте 2016 г. регулятор согласовал сделку по передаче вагонов "дочки" АО "Уралвагонзавод" (УВЗ) - "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ) в аренду "Федеральной грузовой" (когда ставки были 400-500 руб. за вагон в сутки) с предписанием. Ключевым его условием было заблаговременное предоставление в ФАС "экономического обоснования повышения цен свыше 7,5%".

"Это предписание было грубо нарушено ФГК, цены повышались без обоснования и невзирая на неоднократные предупреждения. Часть вагонов, в том числе и арендованных у УВЗЛ, "застряли" непонятным образом в "пробке" на Кузбассе, которая, судя по всему, была рукотворной и долго не рассасывалась. Поэтому, несмотря на огромный профицит вагонов в целом на сети действия (оператора - ИФ) привели к тому, что создался локальный искусственный дефицит в ряде регионов и отраслей", - отметил А.Редько.

"На наш взгляд, действия "Федеральной грузовой компании" могли нести существенный ущерб экономике России. Вследствие искусственно созданного дефицита цены на предоставление полувагонов резко пошли вверх, начиная с июля 2016 г., причем сведения о повышении цен на вагоны распространялись через ЦФТО. То есть сбытовая структура "Российских железных дорог", будучи агентом ФГК, оказывала влияние на цены на смежном рынке предоставления вагонов. И таким образом (они - ИФ) формально пытались обойти требования законодательства по ограничению цен", - добавил он.

А.Редько в понедельник также отметил, что повышение ставок не способствовало уменьшению долга "Уралвагонзавода" от "УВЗ-Логистик" "Новое руководство разбирается, куда деньги делись. Конечно, большая часть дополнительной прибыли, вырученная ФГК, была направлена на увеличение затрат, премиальных выплат менеджменту и никак не на приобретение нового подвижного состава, в том числе и производства УВЗ. Часть затратных договоров "Федеральной грузовой компании" просто требует дополнительного анализа и должно подвергнуться проверке соответствующих органов на предмет законности и обоснованности", - заявил чиновник.

"Рассчитываем, что обязательства, принятые руководством "Российских железных дорог" по снижению цен на услуги предоставления вагонов и кадровые изменения, которые уже произошли в руководстве сбытовых подразделений РЖД, позволят устранить проблему и не допускать подобных нарушений в будущем", - заявил он. "Отчасти архаичные правила рынка и позволили ФГК создавать ситуации локальных дефицитов и завышать цены. Сейчас для решения этих проблем на сайте РЖД запущена ЭТП (электронная торговая площадка - ИФ) по перевозке грузов", - отметил А.Редько, добавив, что развитие ЭТП может быть частью предписания.

"Федеральная грузовая компания" - второй по величине владелец грузовых вагонов в РФ. Оператор был создан в ходе реформы железнодорожного транспорта страны на базе парка РЖД. По состоянию на 3 декабря 2017 г. в парке компании было 136,3 тыс. вагонов, включая полувагоны, крытые вагоны, платформы и цистерны. Работает представительство в Казахстане. 100% минус 1 акция компании принадлежит РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.12.2017