10-04-17 / 2017
Новости отрасли
ФГК не понимает оснований для претензий ФАС в отношении вагонных ставок

"Дочка" ОАО "Российские железные дороги" - ОАО "Федеральная грузовая компания" (ФГК) - не понимает оснований для претензий Федеральной антимонопольной службы РФ, возбудившей дело в отношении оператора в связи со ставками предоставления вагонов, заявил "Интерфаксу" представитель ФГК.

"На данный момент оператор не получил от ФАС информации, какая именно перевозка оператора была осуществлена с нарушением антимонопольного законодательства и основания считать цену этой перевозки монопольно высокой", - заявил он, отметив, что компания "активно сотрудничает с антимонопольной службой и добросовестно отвечает на все запросы".

"С момента возбуждения дела компания по запросам службы предоставила более 120 тыс. документов и информацию на электронных носителях об условиях более 5 млн осуществленных перевозок. Но, к сожалению, предмет нарушения в отношении компании так и не сформулирован", - подчеркнул собеседник агентства. Он добавил, что ФГК "в безусловном порядке" планирует и дальше "активно взаимодействовать с ФАС для скорейшего объективного рассмотрения дела в строгом соответствии с нормами действующего законодательства".

Как сообщалось ранее, в ноябре 2016 г. ведомство завело дело в отношении ФГК и РЖД по жалобе двух щебеночных карьеров, подозревая оператора в монопольно высокой цене на предоставление полувагонов. При этом в понедельник антимонопольная служба заявила, что привлекла правительство Карелии, АО "Хмелинецкий карьер", ООО "Промнерудтранс" (ПНТ), а также ПАО "Мосэнерго", ПАО "ОГК-2" и ПАО "ТГК-1" (активы "Газпром Энергохолдинга", ГЭХ) в качестве заявителей по этому делу. "Основанием для этого стали собственные обращения перечисленных лиц", - отметил регулятор.

"Так, по мнению (временно исполняющего обязанности главы Карелии - ИФ) Артура Парфенчикова, из-за дефицита полувагонов в Северо-Западном федеральном округе и высокого уровня цен на услуги по предоставлению полувагонов предприятия горнопромышленного комплекса республики оказываются неконкурентоспособными по поставкам щебня в Москву и Московскую область. (Это - ИФ) может нанести вред бюджетообразующим предприятиям региона и создает предпосылки для роста социальной напряженности", - говорится в сообщении ФАС.

"Из-за созданного дисбаланса вагонного парка сложилась ситуация, при которой производители щебня Воронежской области и Белоруссии получили более выгодные ценовые условия, а производители из Карелии, по сути, оказались отсечены от рынка. При более низкой отпускной цене щебня на карьерах республики - в среднем 370 руб./тонна (при 500 руб./тонна в Воронежской области, 450 руб./тонна в Белоруссии), стоимость карельского щебня на станции назначения существенно выше - в среднем 1,2 тыс. руб./тонна (при 1,05 тыс. руб./тонна и 1,1 тыс. руб./тонна соответственно - ИФ)", - следует из письма А.Парфенчикова, отмечает регулятор.

"Хмелинецкий карьер" и ПНТ тоже заявляют, что ФГК установил монопольно высокую цену на услуги по предоставлению полувагонов для перевозки минерально-строительных грузов.

"Мосэнерго", "ОГК-2" и "ТГК-1" также обратились в ФАС с заявлениями о наличии в действиях "Федеральной грузовой" "установления монопольно высокой цены на услуги по предоставлению полувагонов под перевозку угля", добавило ведомство.

"(Железнодорожная - ИФ) компания на рынке услуг по предоставлению вагонов отвечает признакам доминирующего положения на рынке, так как иные операторы и собственники вагонного парка при установлении собственных ставок на аренду вагонов ориентируются на ставки, устанавливаемые ФГК", - процитировал регулятор "Мосэнерго".

"В октябре 2016 г. "Федеральная грузовая компания" направила уведомление в адрес поставщиков угля об увеличении ставок на предоставление полувагонов для перевозки. В свою очередь, поставщики обратились к "Мосэнерго" с просьбой об увеличении транспортной составляющей в стоимости угля, поставляемого ТЭЦ-22 - филиалу "Мосэнерго", на 11%. Фактический рост транспортных расходов (...) в I квартале 2017 г., по сравнению с I полугодием 2016 г., уже составляет 23%", - также приводит ФАС содержание обращения.

При этом регулятор заявляет, что, как отмечают в генерирующих компаниях, "они, являясь конечными потребителями угля, будут вынуждены включать возросшую транспортную составляющую в цене угля в тарифы на производимую энергию". "Генкомпании (ГК - ИФ) несут, в том числе, и социальную ответственность за надежное и бесперебойное снабжение потребителей тепловой и электрической энергии, особенно в осенне-зимний период. Поэтому ГК не может быть реализовано их право на односторонний отказ от поставок угля в изменившихся условиях, то есть в связи с неконтролируемым ростом транспортной составляющей. Ситуация осложняется тем, что (ее - ИФ) рост в стоимости угля неизбежно отразится в тарифах для конечных потребителей, в том числе проживающих в городах федерального значения - в Москве и Санкт-Петербурге", - отмечается в том же обращении "Мосэнерго", пишет ФАС.

С 1 января по 1 августа 2016 г., стоимость услуг ФГК по предоставлению полувагонов для внутрироссийских перевозок минерально-строительных грузов выросла в пределах 38%, по отдельным грузоотправителям с июня 2015 г. по июнь 2016 г. - выросли в 2,2-2,5 раза, также отмечает ведомство, заявляя о "намерении разобраться в обоснованности такого роста".

В отношении претензий структур "Газпром Энергохолдинга" представитель ФГК заявил "Интерфаксу, что тот не работает напрямую с "Федеральной грузовой". "Услуги оператора заказывают экспедиторы поставщиков ГЭХ, поэтому (ж/д компания - ИФ) не может оценить, где и когда происходили изменения ценовых условий", - сказал в этой связи собеседник агентства, добавив, что ни сама группа, ни подконтрольные ей "Мосэнерго", "ОГК-2" и "ТГК-1" не обращались к оператору с просьбой о пересмотре стоимости перевозки угля для нужд энергетических предприятий.

"На долю вагонов "Федеральной грузовой компании" в перевозке угля для "Газпром Энергохолдинга" приходится не более 20%, что подтверждает безосновательность представленной жалобы", - также сказал агентству представитель ж/д оператора. Он также отметил, что в I квартале 2017 г., несмотря на рост цен на рынке, спрос на услуги ФГК со стороны экспедиторов ГЭХ значительно вырос, что также "подтверждает привлекательность ценовых предложений компании".

"Федеральная грузовая компания" - второй по величине владелец грузовых вагонов в РФ. Оператор был создан в ходе реформы железнодорожного транспорта страны на базе парка РЖД. Сейчас ФГК управляет около 150 тыс. вагонов, в том числе полувагонами, крытыми вагонами, платформами и цистернами. Работают представительства на Украине и в Казахстане. 100% минус 1 акция компании принадлежит РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.04.2017