20-10-18 / 2018
Новости отрасли
Цены на аренду продиктует рынок

Новые принципы формирования тарифов могут отпугнуть грузоотправителей.

В ноябре ПАО "Укрзализныця" увеличит в среднем на 41% ставки за пользование собственными грузовыми вагонами по территории страны и за рубежом. Предполагается, что повлияет на формирование цен на подвижной состав новая электронная торговая площадка.

Соответствующее решение приняло правление компании 12 октября, и оно вступит в силу через 30 дней после публикации в официальных СМИ.

В настоящий момент в рабочем парке УЗ находится 61 тыс. грузовых вагонов, из которых 28 тыс. – полувагоны, 10,3 тыс. – зерновозы и порядка 3 тыс. фитинговых платформ.

Больше всего – на 54,7% – увеличится суточная стоимость платформ-лесовозов, до 673 гривен ($24), и крытых вагонов – на 50,4%, до 1,024 тыс. гривен ($37). Пользование самым массовым на рынке грузовым полувагоном подорожает на 36,5%, до 819 гривен ($29). Зерновозы вырастут в цене на 48%, до 1,055 тыс. гривен ($37,7).

Наценка в среднем на 30–40% также коснется окатышевозов, думпкаров, цистерн, минераловозов, цементовозов за исключением фитинговых платформ.

Напомним, последний раз УЗ самостоятельно повышала стоимость подвижного состава в июле текущего года, но гораздо скромнее – от 0,9% до 21% в зависимости от типа вагона. Это произошло после того, как Министерство юстиции Украины в декабре 2017 года отменило устаревшее распоряжение правительства, по которому вагонную составляющую в грузовом тарифе регулировало государство.

Как сообщил директор по экономике и финансам УЗ Андрей Рязанцев, это привело к тому, что тариф на пользование вагонами компании в 7–9 раз меньше, чем частного парка, то есть 90 гривен ($3,22) против 800 гривен ($29). И возможность УЗ самостоятельно устанавливать ставки поможет сбалансировать рынок оперирования вагонами и не менее чем на 10% уменьшить среднюю стоимость перевозки для конечного потребителя за счет выравнивания соотношения спроса и предложения. В компании также посчитали, что ежегодные поступления в бюджет увеличатся как минимум на 1 млрд гривен ($35,7 млн). Эти средства компенсируют расходы на содержание вагонов, а также позволят улучшить качество и количество подвижного состава.

Кроме того, для получения рыночной стоимости за вагоны УЗ планирует с ноября перейти на электронные торги в системе Prozorro. Идея в том, чтобы в режиме онлайн получать информацию, сколько клиенты готовы платить за грузовой подвижной состав.

"От повышения ставок УЗ, безусловно, получит прибыль, причем, по нашим оценкам, по году она составит порядка 4 млрд гривен ($143 млн), а не один, как было заявлено, чтобы не раздражать грузоотправителей. Здесь важно то, что реальные цены сформируются на электронных торгах. И если компания успеет с 1 ноября их организовать, то, скорее всего, стоимость вагонов будет корректироваться по сравнению с утвержденными ставками. Может быть, даже в сторону уменьшения. Другой момент, что первоначально УЗ будет продавать через тендеры только 5% парка. Этого недостаточно, чтобы просчитать спрос. Но в принципе, если цена будет определяться рынком, то стоимость государственного и частного парков все же сравняется", – сообщил "Гудку" руководитель Департамента аналитики инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

По данным компании, сейчас УЗ занимает лидерские позиции только по зерновозам – 72% от действующего парка, по полувагонам – 37% и по цистернам – 24%. Разницей в тарифе в 7–9 раз с рыночной ценой пользовались нечистые на руку менеджеры компании, которые распределяли парк, или какие-то посредники. Теперь лазейки для теневой маржи не будет, говорит эксперт.

В то же время председатель правления ассоциации "Украинский логистический альянс" Владимир Иващук заявил, что запланированное ноябрьское повышение спровоцирует собственников приватного парка и операторов к пересмотру своих цен, так, в начале октября арендные ставки практически достигли максимального экономически обоснованного уровня. К примеру, тариф на крытые вагоны УЗ по новым ценам составит 1,024 тыс. гривен ($37). Аренда по долгосрочным контрактам у операторов обходится сейчас гораздо дешевле – 568 гривен ($20) за сутки. То есть стоимость нужно уравнивать, но тогда есть опасность, что грузоотправители уйдут с железной дороги.

Видимо, опасения бизнеса разделяют и в правительстве республики, так как премьер-министр Украины Владимир Гройсман уже поручил Антимонопольному комитету проверить обоснованность новых ставок УЗ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152020.10.2018