Транспортная составляющая в стоимости угля хоть и значительна, но в текущих условиях не является определяющей – нетбэк не покрывает даже издержки по добыче энергоресурса.
Цены на российский энергетический уголь достигли минимального уровня впервые за последние три года еще в середине марта – в предыдущий раз настолько низкие цены фиксировались в мае 2021 года. Однако и в апреле снижение не прекратилось. Это объясняется низким спросом на ключевых рынках в Индии и Китае. Сейчас, по мнению экспертов, экспорт энергетического сырья абсолютно нерентабелен по любым направлениям и если в феврале-марте погрузка угля на сети РЖД падала на 3%-4%, то в апреле ситуация в угольной отрасли значительно ухудшилась.
"Еще в прошлом году наблюдалась тенденция снижения котировок на энергетику и уголь в частности. Однако обвал превзошел все ожидания, что коррелирует со снижением ставок аренды полувагонов", – говорит аналитик АО "Центр ценовых индексов" Роман Шагалов.
В середине апреля стоимость кузбасского энергетического угля калорийностью 6000 ккал на 1 кг на базисе FOB "Дальний Восток" составила $75,5. Если вычесть из этой цены все логистические затраты – включая порожний и груженый тарифы РЖД, вагонную составляющую и перевалку, – то окажется, что нетбэк (цена за вычетом транспортных расходов) угля составит $9.
"Это никак не окупает даже издержки по добыче, которые сейчас оцениваются на уровне $30 за тонну. Экспортеры оказываются в глубоком минусе, – поясняет Р. Шагалов. – Мы решили пофантазировать: представим, что вагонная составляющая будет стоить 0 рублей – операторы полувагонов будет предоставлять их бесплатно – тогда нетбэк поднимется до $20 за тонну, но и это не поможет угольщикам экспортировать себе в прибыль. В условиях, когда угольные котировки так низки, а доллар стоит 84-85 рублей, какой бы ценовая политика операторов ни была – мягкой или жесткой, или вовсе полувагоны давались даром – нарастить экспорт угля это никак не поможет".
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
21.04.2025 |