14-02-22 / 2022
Новости отрасли
Феномен синергии

Повышение операционной эффективности – ключ к успеху Каждый дополнительный процент объемов перевозок не только формирует дополнительные доходы, но и позволяет оптимизировать удельную себестоимость и увеличивать рост производительности труда в компании. Об итогах работы в прошлом году и планах по достижению стратегических целей "Гудку" рассказал директор ОАО "РЖД" по операционной эффективности – начальник Департамента экономики Владимир Гапонько. – С какими результатами ОАО "РЖД" закончило 2021 год? Какие ключевые показатели эффективности удалось выполнить, какие нет?

– В компании начиная с 2021 года действует новая система общекорпоративных ключевых показателей эффективности, она была одобрена на заседании Межведомственной рабочей группы по оптимизации организационной структуры институтов развития в феврале прошлого года. В актуализированный перечень включены показатели, которые охватывают три направления: отраслевые, финансово-экономические и специализированные, отражающие специфику работы компании. Требования к применению новой системы ключевых показателей предусмотрены также утвержденными 29 марта 2021 года директивами Правительства РФ. Также в течение всего прошлого года компания ежеквартально отчитывалась о динамике их выполнения на Межведомственном портале Росимущества.

За счет эффективного и системного взаимодействия всех подразделений нам удалось обеспечить синергетический эффект и не только выполнить установленные общекорпоративные ключевые показатели эффективности деятельности, но и совместными усилиями сбалансировать операционную деятельность компании. Также были созданы предпосылки для дальнейшего роста и развития. Себестоимость перевозок в сопоставимых ценах (без учета влияния инфляции) была снижена на 4,3%, что лучше утвержденного плана на 2,1 п.п.

В этом году необходимо сохранить вектор на повышение эффективности деятельности и с учетом динамично меняющихся макроэкономических условий необходимо действовать предиктивно, своевременно выявлять и нивелировать все потенциальные риски отклонений от целевых параметров.

– Компания периодически информирует о проводимой работе по повышению эффективности операционной деятельности. Что будет происходить в этой сфере в этом году и в ближайшей перспективе?

– Вопросы организации системной работы по повышению операционной эффективности требуют особого отношения и пристального внимания всех руководителей компании по соответствующим направлениям деятельности. В июне 2019 года советом директоров ОАО "РЖД" была утверждена Сводная программа мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов до 2025 года, которая включает в себя организационные и технологические мероприятия, направленные на достижение стратегических целей и решение задач, поставленных руководством страны. В рамках подготовки к бюджетной кампании на 2022 год, а также в целях повышения качества мероприятий программы всеми филиалами была проведена большая работа по ее актуализации, что позволило наиболее точно учесть запланированные эффекты в бюджетных параметрах.

Плановые параметры по повышению операционной эффективности и сокращению расходов на 2022-2024 годы запланированы в размере более 144 млрд руб. В разрезе направлений наибольший эффект предусмотрен по мероприятиям направления "Повышение эффективности управления активами" – более 58 млрд руб. (40% указанного суммарного эффекта) – в основном за счет реализации мероприятий по повышению эффективности управления локомотивным парком, снижения непроизводительных потерь, выполнения целевых качественных показателей, повышения эффективности за счет ввода новых локомотивов.

В ближайшей перспективе мы планируем значительно расширить интеграцию со смежными информационными системами, а также полностью перейти на формирование программы в нашей автоматизированной системе, отказавшись от бумажного носителя.

То есть все заложенные в системе возможности декомпозиции целевых параметров, формирования снизу вверх, согласования в регионе дороги, в том числе кросс-функциональных мероприятий, сходимости данных, контроля своевременности формирования планов и отчетов будут полностью использованы. Кроме того, мы проводим работу по расширению горизонта Сводной программы до 2030 года и на перспективу до 2035 года. В зависимости от детализации проработки мероприятий предусмотрено: до 2025 года – актуализация программ повышения операционной эффективности всеми филиалами, включенными в периметр формирования Сводной программы с детализацией до конкретных мероприятий; в период 2026-2030 годов – формирование отдельных программ повышения операционной эффективности наиболее крупными филиалами с детализацией по направлениям оптимизации и по ключевым мероприятиям и региональным подразделениям в увязке с РЦКУ; на перспективу до 2035 года – формирование параметров повышения операционной эффективности по основным направлениям развития деятельности компании и технологиям, то есть укрупненно через целевые показатели и проекты по ОАО "РЖД" в целом.

При этом концептуальными направлениями повышения эффективности являются дальнейшее повышение уровня цифровизации по всем элементам перевозочного процесса, внедрение современных технологий и инноваций, внедрение новых серий тягового и моторвагонного подвижного состава, вагонов, гибкое управление сроками списания локомотивов, внедрение инновационных материалов в инфраструктуре и других хозяйствах, в том числе для повышения грузоподъемности и модульности вагонов, расширение применения безлюдных технологий и так далее.

– Как вы оцениваете работу по повышению производительности труда в ОАО "РЖД"?

– Рост производительности труда находится в постоянном фокусе внимания руководителей финансово-экономического блока на всех уровнях управления компании, так как положительная динамика данного показателя является ключевым индикатором устойчивого экономического и производственного развития и фактором укрепления конкурентоспособности компании.

Несмотря на то что по итогам прошлого года мы достигли очень хороших результатов в этом направлении – рост производительности труда в 2021 году составил 107,9%, – мы не останавливаем работу по поиску точек роста и резервов, в том числе за счет комплексного анализа различных факторов, влияющих на динамику этого показателя.

Имею в виду как традиционные факторы, связанные с внедрением новых технико-технологических решений, использованием инновационного оборудования, развитием производственных мощностей, так и системные факторы, связанные с повышением эффективности системы оплаты, мотивации и стимулирования высокопроизводительного труда. Поэтому очень важно всем руководителям регулярно рассматривать и анализировать привычные принципы организации текущих производственных процессов под новым углом, через призму системных мероприятий по их улучшению. С этой целью в прошлом году мы заключили соглашение о сотрудничестве с Федеральным центром компетенций в сфере производительности труда, совместно с которым планируем проводить отраслевые исследования передовых технологий по повышению производительности труда.

Эффекты от результатов этой деятельности мы планируем учитывать в рамках бюджетного управления.

– Реализует ли сейчас департамент какие-то проекты по повышению сбалансированности деятельности ОАО "РЖД"?

– Перед нами стоит задача повышения эффективности деятельности, которую можно обеспечить в том числе за счет повышения сбалансированности коммерческих и производственно-экономических показателей.

Речь идет о целой совокупности подчас противоречивых целей, которые и надо сбалансировать в какой-то оптимальной взаимной позиции. В декабре 2021 года первым заместителем генерального директора ОАО "РЖД" Сергеем Кобзевым утверждена дорожная карта по повышению сбалансированности коммерческих и производственно-экономических показателей "7 шагов".

Она предполагает в рамках первого шага развитие системы сквозного производственного планирования в части факторности, полноты и детализации на основании действующих информационных систем; далее будет реализована цифровая трансформация процесса сквозного производственного планирования, а также переход на планирование всеми участниками процесса в единой системе, платформе аналитического моделирования и анализа, позволяющей принимать управленческие решения, направленные на достижение "точки оптимума"; на следующем этапе будет осуществлена интеграция клиентов и основных подрядчиков в процесс сквозного производственного планирования для обеспечения ритмичности перевозочного процесса и синхронизации и сбалансированности плановых параметров; далее предусмотрены этапы по переходу к дополнительной детализации планов и моделированию "точки оптимума" – баланса коммерческих и производственно-экономических показателей. На каждом этапе предусмотрены изменение методологии, пересмотр соответствующих нормативных документов и автоматизация процессов с применением современных технологий и agile-подхода.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.02.2022