08-09-18 / 2018
Новости отрасли
Цена вопроса

Тарифный рост попросили отложить.

Рабочая группа при кабинете министров Украины отправила проект приказа Министерства инфраструктуры об унификации тарифов на перевозку порожних вагонов на доработку. Рост стоимости такой перевозки на 95% привел бы к дополнительным расходам производственных предприятий. Сами грузоотправители оценивают дополнительные затраты почти в $200 млн.

Документ, разработанный ПАО "Укрзализныця" (УЗ, Украинская железная дорога) и одобренный Министерством инфраструктуры Украины, касается перевозки порожних вагонов: сейчас установлено распределение тарифов на три класса в зависимости от того, из-под выгрузки какого груза пустой вагон следует. При этом технических и технологических различий в выполнении транспортировки нет.

Промышленные ассоциации инициативу восприняли негативно и в мае 2018 года направили письмо в кабмин Украины с просьбой отказаться от реализации проекта приказа о росте тарифа. Тогда от идеи регуляторы не отказались, но документ отправили на доработку. Однако найти приемлемое для всех решение разработчик так и не смог: на совещании рабочей группы при кабмине документ снова отложили.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман отметил, что вопрос тарифов должен быть пересмотрен и основан на состоянии бизнеса и экономики страны.

"В существующем виде документ не может быть принят, поскольку для компаний это будет означать миллиардное повышение расходов. Это уже фатально для бизнеса", – добавила руководитель Государственной регуляторной службы Украины (ГРС) Ксения Ляпина (входит в состав рабочей группы).

По ее словам, Федерация металлургов и другие промышленные ассоциации оценивают рост затрат до $198 млн, УЗ – $81 млн. А на фоне повышения грузовых железнодорожных тарифов осенью 2017 года на 15% и либерализации вагонной составляющей затраты грузоотправителей выросли на 35%. Из-за невозможности выполнить свои обязательства по транспортировке грузов компании теряют внешние рынки.

Не только их, уверен президент ОП "Укрметаллургпром" Александр Каленков. Компании не могут вывезти продукцию из-за нехватки локомотивов, поэтому вынуждены сокращать производство. Предложенная сейчас унификация тарифов на порожние вагоны приведет к увеличению и без того возросших затрат грузоотправителей еще минимум на 10%.

Поправить ситуацию, по его мнению, могло бы долгосрочное планирование тарифной политики УЗ. В качестве альтернативы производители предлагают также предоставить скидку до 30% на перевозку грузов. Высвободившиеся средства компании смогли бы направить на использование частной тяги.

Подобный вариант не столь однозначен, считает бывший руководитель УЗ, эксперт отрасли Александр Завгородний: до тех пор, пока железная дорога не будет выполнять социальную функцию и приносить в бюджет средства, дисконт ситуацию лишь усугубит. Сейчас рентабельность грузовых перевозок УЗ составляет только 23%. Чтобы это исправить, нужно полностью изменить модель работы железной дороги.

Не поддержало документ и Министерство экономического развития и торговли Украины. Однако на запрос "Гудка" в ведомстве не ответили. Не смогли рассказать, на какие уступки могут пойти и на какой срок готовы перенести повышение тарифов, и в УЗ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152008.09.2018