29-10-14 / 2014
Новости отрасли
Цена перевозки должна стать источником инвестиций

На второй Международной конференции органов тарифного регулирования «Стимулирующее регулирование и привлечение инвестиций в железнодорожную инфраструктуру», организованной НП «Гильдия экспедиторов» газета уже рассказывала о ней, участники сошлись во мнении, что современная тарифная система должна быть более гибкой и давать возможности зарабатывать на дополнительных услугах.

Открывая конференцию, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заметил, что тренды экономики напоминают о кризисе 2008–2009 годов, падают инвестиции в основной капитал, а промышленное производство перешло к стагнации. Переломить негативные тенденции может строительство инфраструктуры, в том числе и железнодорожной. Но необходимых средств, чтобы вложить их в расшивку «узких» мест, компания не имеет. Более того, порядка 10% сети эксплуатируется с просроченным ремонтом.

«У нас доходная ставка ниже, чем в большинстве стран, – сказал Владимир Якунин. – Мы занимаемся перекрестным субсидированием различных грузов. К примеру, разница между перевозкой угля и нефти составляет 160%, чего нет ни в одной стране мира. Поэтому требуется определенное изменение в тарифной политике».

Он предложил расширить возможности тарификации в рамках гибкого коридора, с тем чтобы компания несла ответственность за эффективность таких решений. Если рассмотреть всю цепочку образования стоимости перевозки, то, очевидно, не РЖД играют основную роль в ее повышении, поэтому есть определенные возможности перенаправить средства именно на инфраструктуру.

С тем что РЖД нужно дать возможность заработать средства для инфраструктуры, согласен и руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков. Первый шаг в плане создания гибкого тарифного коридора ФСТ сделала и сейчас будет заниматься донастройкой правил его использования.

«Мы выступаем за расширение самостоятельности РЖД, но и более четкую ответственность за качество транспортного продукта», – пояснил Сергей Новиков.

По его словам, ведомство выступает за то, чтобы определить базовый транспортной продукт, который основывается на регулируемой стоимости, но другие услуги РЖД могут предлагать по рыночным ценам. Если грузоотправителю дополнительные услуги и опции не нужны, он должен иметь возможность воспользоваться регулируемой перевозкой.

По мнению первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, перекрестное субсидирование должно сокращаться. «Существующее перекрестное субсидирование приводит к определенной логике выстраивания бизнеса у грузоотправителей, предприятия опираются на тарифы, которые существуют, – сказал Вадим Морозов. – Должно стать правилом, что базовая ставка тарифа не должна быть меньше, чем затраты у перевозчика».

Также проблемой является то, что услуга предоставления вагонов в случае с РЖД и независимыми операторами тарифицируется по-разному. Операторы используют преимущество свободных цен, в то время как РЖД ограничены в использовании парка ФГК, взятого в аренду. Поэтому здесь требуется дерегулирование, полагают в компании.

Государство намерено решить ряд проблем, возникающих в отрасли из-за несовершенства тарифного регулирования. Так, статс-секретарь Минтранса Сергей Аристов сообщил, что в министерстве подготовлен законопроект о порядке разработки сетевого контракта между РЖД и органами власти, в котором последних предполагается наделить определенной ответственностью за тарифное регулирование. РЖД уже давно предлагали ввести такой инструмент, который способствовал бы совместным инвестициям компании и государства в инфраструктуру.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.10.2014