14-11-22 / 2022
Новости отрасли
Цемента в РФ произвели в 2022 году больше, а перевезли по РЖД меньше

Такой вывод можно сделать на основе данных, представленных по итогам конференции "Минеральные вяжущие, бетоны, железобетонные изделия в транспортном строительстве". По итогам погрузки за 10 месяцев текущего года погрузка цемента на РЖД составила 21,9 млн т, что на 4,3% меньше, чем за аналогичный период 2021-го. Причем в октябре динамика ухудшила итоговый результат: погрузка снизилась на 8%. Однако, по данным "ГС-Эксперт", по итогам 9 месяцев 2022-го в России было произведено 47,7 млн т цемента, что на 5,2% больше по сравнению с аналогичным периода прошлого года. И даже октябрь показал хоть и небольшой, но, тем не менее, положительный результат. Правда, как следует из статистики, с марта темпы роста производства цемента в РФ стали замедляться. В июне они снизились до +0,4% по сравнению с июнем 2021-го против +26,4% в феврале текущего года. И в III квартале они варьировались в диапазоне от +0,4% до +1,7%. Где был спрос на цемент Следует отметить, что в целом рост объемов производства цемента наблюдается в большинстве федеральных округов, в которых расположены действующие цементные заводы или помольные терминалы, за исключением Сибирского. Наиболее высокие темпы роста выпуска цемента отмечены в Северо-Кавказском федеральном округе (+22,7% к уровню 9 месяцев предыдущего года) и Дальневосточном федеральном округе (+13,9%). Понятно, что при таком интенсивном развитии были и депрессивные регионы. К ним относятся, в частности, Омская и Воронежская области (-10,5% и -8,5% соответственно), а также Красноярский край (-6,5%). При этом по итогам 9 месяцев 2022 года объем отгрузки цемента всеми видами транспорта крупными и средними предприятиями вырос на 5,5%, в том числе по итогам III квартала – на 0,6%. Внутренний спрос вырос Рост выпуска цемента в начале текущего года эксперты объясняют оживлением в сегментах ремонтов и строительства мостов и недвижимости. Перевозки осуществлялись достаточно интенсивно, так как складские запасы производителей цемента к середине осени 2022 года снизились по сравнению с началом года на 2%. При этом, как было сказано, объем погрузки цемента на РЖД снизился. Таким образом, значительная доля перевозок переключилась на другие виды транспорта, прежде всего на автомобильный. В итоге доля погрузки РЖД в 2022 году сократилась до 40,7% от общего объема отгрузки цемента на внутренний рынок, что на 2,8 п. п. меньше, чем в 2021-м. Основная причина, как следует из опросов грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, – высокий тариф перевозчика при достаточно умеренных ставках аренды хопперов-цементовозов. Последние в сентябре 2022 года увеличились всего на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как тариф перевозчика вырос в начале года на 7,7%, а с 1 июня – еще на 11%. Импорт превысил экспорт Напомним, что в связи с проведением специальной военной операции на Украине ФТС России с марта прекратила публикацию данных по экспорту и импорту товаров, чтобы "избежать некорректных оценок, спекуляций и разночтений". Аналогично были закрыты данные по объемам внешнеторговых операций между Республикой Беларусь и РФ со стороны Республики Беларусь. По оценкам "ГС-Эксперт", по итогам 9 месяцев 2022 года объем импорта цемента в Россию вырос на 6%. Правда, в целом его объем был незначительным – около 1,3 млн т. Основной приток (около 71%) традиционно пришелся на долю Беларуси. На втором месте – Казахстан (14%) и Иран (8%). Белый цемент ввозился из Турции и Египта (суммарно 5% от общего объема импорта цемента в РФ). При этом экспорт, по оценкам "ГС-Эксперт", составил 0,75 млн т (-29%). Практически весь спад пришелся на долю РЖД, поскольку именно по железнодорожной сети экспорт вывозят из РФ в 18 стран мира. Лидером по объемам экспорта стали ООО "Аккерман Цемент", АО "Мальцовский портландцемент" и ООО "Топкинский цемент". На долю этих компаний суммарно пришлось не менее 58% от общего объема российского экспорта цемента. В выигрыше остались автотранспортники Основные регионы, где отмечалось повышенное потребление цемента в РФ, – Дальневосточный, Южный и Уральский округа. Сюда цемент обычно доставляли по РЖД. Но на Юге и Урале в 2022 году значительные объемы цемента ушли на автотранспорт. Однако основное переключение на него было зафиксировано в Московском регионе, где потреблялось 15,7% от общероссийского объема цемента. Аналогичный тренд наблюдался и на Северо-Западе РФ. Немаловажным обстоятельством для переключения перевозок цемента на автотранспорт стала цена транспортной оставляющей. Для сравнения: средняя цена цемента от производителей за 9 месяцев 2022 года выросла до 4753 руб./т (+21%). При этом средняя цена приобретения цемента (с доставки, сбытовых и коммерческих расходов) увеличилась на 24,9%. Основной прирост, как свидетельствуют данные опроса грузовладельцев в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, в этом показателе произошел за счет увеличения железнодорожного тарифа. При этом автоперевозчики нередко сбавляли свои расценки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер14.11.2022