27-05-24 / 2024
Новости отрасли
Цемент не влезает в вагоны

Сроки и стоимость его доставки выросли

Столкнувшись на фоне роста спроса, ограниченной провозной способности железных дорог и дефицита вагонов с увеличением сроков движения цемента на 36-86% за год, производители просят вмешаться в ситуацию правительство. Дополнительные издержки и сложности с переориентацией потока на автотранспорт уже привели к удорожанию логистики на 15-25%. Летом ситуация может обернуться срывом сроков поставок в регионы Сибири, Урала, Поволжья, юга и Северного Кавказа.

Дефицит логистических мощностей создает предпосылки для формирования нехватки стройматериалов в отдельных регионах. Об этом говорится в письме, направленном АО "Цемрос" вице-премьерам Марату Хуснуллину и Виталию Савельеву (его копия есть у "Ъ"). Производитель просит принять меры для стабилизации движения на сети ОАО РЖД, снижения дефицита водителей грузовиков, учесть приоритет перевозок цемента и стройматериалов в правилах недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. В правительстве и аппарате господина Хуснуллина на вопросы "Ъ" оперативно не ответили.

В АО "Цемрос" отмечают, что в январе- апреле средний срок движения груженых вагонов АО "Мордовцемент" вырос на 86%, до 10,6 суток, порожних вагонов - на 36%, до 7,2 суток. Для АО "Невьянский цементник" показатели увеличились на 28% (до 6,1 суток) и 78% (до 5,8 суток) соответственно. Скорость прохождения одиночных отправок по Горьковской железной дороге за год сократилась со 105 км до 45 км в сутки. Это привело к снижению отгрузки на 24,6% (до 512,6 тыс. тонн) для "Мордовцемента" и на 8,5% (до 157,9 тыс. тонн) для "Невьянского цементника". Примыкающий к Красноярской железной дороге "Ачинский цемент" испытывает трудности с заадресовкой хопперов-цементовозов. Это создает риски для запуска третьей производственной линии: в Сибири железнодорожный транспорт часто не имеет альтернатив, поясняют в "Цемросе".

В ОАО РЖД говорят, что более 95% отправок цемента прибывают в срок, а нормативное время определяется правилами. На увеличение времени, по данным монополии, могли повлиять рост год к году дальности перевозки цемента на 10%, низкие температуры и сильные осадки в Уральско-Сибирском регионе в начале года.

По данным "Союзцемента", объем перевозки цемента по железной дороге в апреле составил 2,3 млн тонн, сократившись на 3,2% год к году, потребление же выросло на 4,8%, до 5,7 млн тонн. Производители вынуждены задействовать автотранспорт, поясняет управляющий партнер СМПРО Владимир Гузь. Директор по логистике "Цементума" Ирина Нарышкина говорит, что задержка доставки груженых вагонов на Горьковской, Куйбышевской, Восточно-Сибирской, Северо-Кавказской дорогах составляет до 200% от регламента. Это связано с отказом в оформлении, простоем на сортировочных станциях, отсутствием маневровой тяги, поясняет она. В "Цемросе" отмечают ограниченную провозную способность Транссиба и БАМа в восточном направлении - 180 млн тонн в этом году, что значительно меньше грузовой базы.

Компенсировать срок оборачиваемости вагонов цементники, по словам Владимира Гузя, могут, только привлекая новые. Вместе с ростом тарифов, стоимости лизинга и другими факторами, это привело к подорожанию перевозки по железной дороге на 15- 25% за год, добавляет он. Схожую динамику эксперт наблюдает для автоперевозок, где на рынок давит расширение систем весогабаритного контроля. Госпожа Нарышкина подтверждает, что логистика цемента в целом за год подорожала на 15-20%. Транспортное плечо, по подсчетам СМПРО, формирует в среднем 20-30%, а иногда до 50% стоимости цемента для потребителя.

В "Цемросе" допускают, что проблемы с поставками коснутся Уральского, Сибирского и Приволжского округов. Владимир Гузь говорит о рисках для Южного округа и Северного Кавказа. Президент ГК "Основа" Александр Ручьев обращает внимание на то, что вопрос с цементом остро стоит летом, когда объем отгрузок увеличивается втрое к осени-зиме. Невозможность получить материал, подчеркивает исполнительный директор "Союзцемента" Дарья Мартынкина, может повлечь "невыполнение планов, финансовые потери для заказчиков, застройщиков и поставщиков".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ27.05.2024