22-11-21 / 2021
Новости отрасли
Цели объединила колея

Цифровизация железнодорожной отрасли стран Содружества стала основой единой стратегии на ближайшие 10 лет

Совет глав правительств СНГ, прошедший 12 ноября в формате видеоконференции, одобрил Концепцию стратегического развития железнодорожного транспорта на пространстве 1520 до 2030 года. Документ включает в себя общие приоритетные задачи стран Содружества для повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок. Среди них создание терминально-логистической инфраструктуры, эксплуатация инновационного подвижного состава и внедрение новых информационных технологий.

Документ представил генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров. По его словам, значение железнодорожного транспорта в мире постоянно возрастает – меняются макроэкономические тенденции, динамично развиваются новые тренды. В таких условиях железнодорожным администрациям стран СНГ важно иметь ориентир для укрепления взаимодействия и усиления интеграции.

Одним из приоритетных направлений концепции (есть в распоряжении "Гудка") является развитие международных транспортных коридоров (МТК), в первую очередь на направлениях север – юг и восток – запад.

"На перспективу до 2030 года для бесперебойной работы МТК необходимо создание разветвленной сети объектов терминально-логистической инфраструктуры (в том числе логистических центров. – Ред.), соединенной регулярными контейнерными поездами, курсирующими по графиковому принципу", – отмечено в документе.

Для увеличения объемов перевозок, в частности, предлагается организация тяжеловесного движения – эксплуатация поездов с массой состава 6,3 тыс. тонн и более – на участках МТК с ограниченной пропускной и провозной способностью, препятствующей освоению перевозок массовых грузов в международном сообщении, а также внедрение длинносоставных контейнерных поездов (до 100 40-футовых контейнеров).

В стратегии также рассмотрен потенциал контрейлерных перевозок. Сегод ня одной из важных предпосылок внедрения таких отправок на пространстве 1520 является сложная ситуация с ограниченными пропускными способностями автомобильных пограничных переходов на основных направлениях внешнеторговых грузопотоков. Однако для их устойчивого развития необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе по условиям пересечения границ.

Совершенствование перевозочного процесса во многом зависит от взаимодействия железной дороги с другими видами транспорта. Для увеличения скорости доставки груза в мультимодальном сообщении необходимо развитие инфраструктуры на стыках, а также создание единой системы электронного документооборота.

В качестве примера приведена технология бесшовной среды информационного взаимодействия через порты Дальнего Востока – проект "Интертран".

Согласно Концепции, "проект предусматривает использование полностью цифровой технологии доставки грузов "от двери до двери" с участием нескольких видов транспорта на базе уже существующих товаросопроводительных документов и может быть взят за основу для ускорения прохождения грузов в местах стыковки различных видов транспорта, в том числе при пересечении государственной границы".

Как ранее сообщил "Гудку" первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Сергей Павлов, эта технология позволяет сократить время оформления грузов на стыке порт – железная дорога, а также на железнодорожных станциях назначения на четверо суток – до 21 часа.

В перспективе переход на безбумажную технологию должен быть обеспечен для всех документов пространства 1520, необходимых для железнодорожных отправок.

"Это позволит приступить к реализации целевой модели, которая предполагает, что при любой трансграничной перевозке – например из Германии в Китай и обратно – документы оформляются в электронном виде один раз в государстве отправления, в том числе с применением электронной подписи", – говорится в документе.

При этом цифровизация отрасли не ограничивается электронным документооборотом. К 2030 году предлагается внедрить несколько "сквозных" технологий, которые основаны на платформе блокчейн.

Эта технология представляет собой базу данных, где информация хранится в электронном виде. Но от обычного облачного хранилища ее отличает способ хранения: она записывается не на один администрирующий сервер, а вносится в распределенные реестры. Условно говоря, информация одновременно существует на всех устройствах, подключенных к Сети. При этом каждый последующий информационный блок содержит в себе все данные предыдущего. Главное преимущество такого подхода – гарантированная сохранность данных.

Применение блокчейна, в частности, предлагается для цифровизации сервисов контроля жизненного цикла деталей грузового вагона, мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок и доверенной среды локомотивного комплекса. Так, между участниками железнодорожного рынка будет создано единое информационное пространство по каждому из направлений.

Отдельной задачей перед администрациями пространства 1520 является создание цифровых двойников объектов инфраструктуры – это копия объекта, которая позволяет исследовать его свойства быстрее, дешевле и с учетом большого количества вводных параметров.

Другим направлением развития железнодорожной отрасли является экологическая безопасность.

В своем выступлении на Совете глав правительств СНГ Олег Белозеров напомнил о значительном преимуществе железных дорог с точки зрения их экологичности: выбросы парниковых газов при железнодорожных перевозках в десятки раз меньше по сравнению с другими видами транспорта. Использование этого преимущества в совокупности с высокой безопасностью и энергоэффективностью будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности отрасли.

При этом для достижения больших результатов в этом направлении в Концепции предложено создание единых подходов, в частности, по снижению шумового воздействия от железнодорожного транспорта и рациональному использованию природных ресурсов. Отдельно предлагается перейти к безотходным и экологически безопасным технологическим процессам.

Напомним, что в сентябре текущего года проект концепции одобрил Экономический совет СНГ. На заседании Совета глав правительств СНГ возражений также не последовало. Подготовкой концепции занималось АО "Институт экономики и развития транспорта" (АО "ИЭРТ").

Как рассказал "Гудку" заведующий отделением макроэкономики и методологии прогнозирования АО "ИЭРТ" Андрей Тихомиров, необходимость в создании единого документа заключается в согласовании подходов к стратегическому развитию железнодорожного транспорта всего пространства 1520. "Реализация закрепленных в концепции приоритетных направлений позволит в перспективе перейти на новый уровень взаимодействия между транспортными системами государств пространства 1520, нарастить объемы международного транзита и укрепить позиции пространства 1520 как одного из ключевых центров экономического развития на Евразийском континенте", – добавил Андрей Тихомиров.

В новом документе также определены результаты Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта на пространстве 1520 до 2020 года.

Так, за 10 лет реализации предыдущего документа сеть железных дорог Содружества увеличилась на 3 тыс. км – до 156,4 тыс. км. Протяженность электрифицированных линий увеличилась до 68,5 тыс. км, а их доля составила почти 44%. Объемы перевозок грузов обеспечивались на уровне 2 млрд тонн в год, контейнерные перевозки возросли более чем в 2 раза. Общий грузооборот составил 3,2 трлн ткм. Также увеличена скорость движения контейнерных поездов: для транзитных поездов – до 1100-1200 км в сутки, по отдельным проектам – до 1400 км в сутки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152022.11.2021