22-10-21 / 2021
Новости отрасли
Целесообразно привязывать железнодорожные тарифы не к потребительской, а к промышленной инфляции

Базис индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки должен позволять достигать нескольких целей: обеспечивать покрытие объективного роста затрат перевозчика (например, на приобретение подвижного состава, энергоресурсов, материалов), стимулировать железнодорожного перевозчика сокращать издержки и повышать эффективность деятельности, обеспечивать сбалансированный рост нагрузки на клиентов, предсказуемость и прозрачность изменения тарифов. С начала 2000-х гг. таким базисом является уровень фактической и прогнозной потребительской инфляции. До этого периода (более 8 лет) им был рост цен в промышленности, а в начале 90-х гг. тарифы индексировались на основе роста затрат непосредственно железнодорожной отрасли.

В некоторые годы темпы промышленной инфляции выше потребительской, в некоторые – наоборот. Поэтому говорить о существенном росте тарифов при переходе на индекс цен производителей не совсем корректно, при этом промышленная инфляция точнее отражает ежегодное изменение расходов железных дорог.

Наиболее корректным базисом расчета роста тарифов может быть интегральный индекс изменения затрат железнодорожного транспорта. Такой индекс может рассчитываться Росстатом по отдельной методологии или другим уполномоченным органом/организацией, не связанной с ОАО "РЖД". Основой индекса может быть структура затрат компании и индикаторы роста цен. При индексации тарифов необходимо предусмотреть понижающий коэффициент для стимулирования оптимизации издержек общесетевого перевозчика.

Сегодня интегральный индекс изменения затрат регуляторами не рассчитывается. Поэтому в текущих условиях сложившейся системы ежегодной индексации тарифов целесообразно привязывать железнодорожные тарифы не к потребительской, а к промышленной инфляции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер22.10.2021