13-12-10 / 2010
Новости отрасли
Федеральным властям придется компенсировать "Российским железным дорогам" часть расходов на грузоперевозки

Тарифы, сборы и платы на грузовые железнодорожные перевозки с 1 января будут индексированы на 8%. Решение об этом накануне утвердила Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Российские железнодорожники рассчитывали на большую индексацию, и решение службы можно назвать принятым в интересах компаний - потребителей услуг "Российских железных дорог". Хотя в 2011 году государству придется компенсировать потери перевозчиков, в скором времени Россия, очевидно, перейдет к новым методикам расчета тарифов на грузовые перевозки. Они существенно повысят ставки, однако дадут возможность транспортной отрасли развиваться более активно.

В макроэкономической политике России система ценообразования для ОАО "РЖД" занимает особое место: тарифы на услуги железнодорожного транспорта устанавливает не сам монополист, а государство - в лице правительства РФ. Федеральные власти много лет сдерживали эти тарифы, что привело к серьезной диспропорции - рост цен в промышленности за 2003-2008 годы в 1,4 раза превысил показатели индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

Развитие железнодорожной инфраструктуры - сфера прямых интересов государства. А потому правительство, устанавливая для "РЖД" тарифы ниже экономически обоснованных, должно обеспечить компанию необходимыми средствами, чтобы она могла оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров. Тем не менее в 2003-2008 годах "РЖД" не получали дотаций от государства - исключением были субсидии на пассажирские перевозки с 2008 года. Все инвестиционные программы компания финансировала за свой счет, привлекая заемные средства и реализуя совместные проекты. Причина в том, что в это время доходы от грузоперевозок были стабильными - прирост погрузки был обеспечен на уровне 12,3%, грузооборота нетто - на 26,8%.

Но в 2009 году государство для антикризисной поддержки экономики решило снизить параметры индексации грузовых тарифов компании с экономически обоснованных 14 до 8%. Разрыв в доходах Центр компенсировал субсидией в размере 50 млрд. руб. Только это позволило "РЖД" избежать увольнения более 180 тыс. сотрудников и выполнить минимальную программу по поддержанию инфраструктуры. Хотя кризис прошел, в 2010-2011 годах грузовые тарифы индексируются низкими темпами, и за нескольких лет у государства накопился своеобразный тарифный долг перед "РЖД", который выражается в недоиндексации грузового тарифа.

Ситуацию для "РЖД" могут изменить новые принципы расчета экономически обоснованной доходности капитала железнодорожного транспорта, заложенные в 2009 году правительством РФ. Федеральная служба по тарифам совместно с Минэкономразвития в августе этого года приняли Методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. Эта методика, аналогичная методике RAB, - принципиально новый подход к формированию экономически обоснованных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, но широко применяется для других госмонополий. Так, государством установлены параметры индексации через RAB-тарифы для ОАО "Федеральная сетевая компания" в 2010-м - на 51,1%, 2011 году - 31,2%, в 2012 году - 24,72%. Если индексация произойдет, в "РЖД" значительный рост тарифов будет только в первый год регулирования. Уже в 2013 году индексация составит около 7,6%, и далее ее размер будет уменьшаться.

ОАО "РЖД" вынесло на рассмотрение правительства РФ два варианта финансового плана на 2011-2013 годы: c экономически обоснованной индексацией тарифов и с выделением государственных субсидий. В первом случае расчет, произведенный по формулам ФСТ, позволял провести в 2012 году индексацию в размере 23%, но "РЖД" не настаивали на таком росте тарифов. Второй вариант предусматривает выделение государством субсидии в размере 146,8 млрд. руб. в 2012 году. Железнодорожники в принципе готовы предложить и еще одну возможность развития транспортной системы РФ - выпуск инфраструктурных облигаций. Этот вид ценных бумаг используется во всем мире при строительстве инфраструктурных объектов с длительным сроком окупаемости. Инфраструктурные облигации могут стать гарантией поддержки транспортных проектов властями РФ, которая позволит привлечь большее число инвесторов.

Пока же железнодорожники ставят перед регуляторами вопрос о необходимости поэтапного вывода тарифов на грузовые перевозки на экономически обоснованный уровень и прогнозируют, что потеря базы доходов при сокращении индексации грузовых тарифов до уровня инфляции приведет к убыткам компании и уменьшению возможностей для инвестиций. По оценкам ОАО "РЖД", на развитие железнодорожной инфраструктуры только основных направлений сети до 2020 года требуется инвестировать около 2 трлн. 240 млрд. руб.

"Восьмипроцентная индексация тарифа режет в первую очередь все инвестиционные программы железных дорог, и это решение означает отказ от развития железных дорог России, - считает первый заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Владимир Клименко. - Железнодорожники не могут возить грузы бесплатно. От замораживания тарифов будет сиюминутный эффект, но экономика растет, и через некоторое время сами производители скажут: дороги не строились, техника не закупалась, и нам теперь не на чем перевозить продукцию. Если пойти по пути низких тарифов, чтобы транспортная отрасль развивалась, государству придется компенсировать потери железнодорожников".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Независимая газета13.12.10Тарифные долги государства