09-03-16 / 2016
Новости отрасли
ФАС запросила у ж/д операторов данные об их бизнесе, некоторые удивлены объемом требуемых сведений

 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ запросила у крупнейших железнодорожных операторов страны информацию об их деятельности, ссылаясь на то, что "проводит анализ состояния конкуренции на рынке предоставления вагонов для ж/д перевозок грузов за 2014-2015 годы", следует из письма замглавы ведомства Александра Редько, с которым ознакомился "Интерфакс".

Документ датирован 20 февраля. "Необходимо представить в ФАС до 9 марта информацию и надлежащим образом заверенные копии документов", - говорится в нем.

Объем сведений из 15-ти пунктов изложен на четырех листах. В частности, антимонопольная служба хочет получить информацию о парке вагонов компаний по состоянию на 31 декабря 2014 и 2015 гг. с разбивкой по родам и моделям подвижного состава. По каждым из них операторы должны указать, сколько вагонов находилось в собственности, было принято и передано в аренду, получено в лизинг, отдано в пользование ОАО "Российские железные дороги" (в том числе - по агентскому договору).

Далее ФАС просит компании привести помесячную статистику объемов перевезенных за эти два года грузов - с разбивкой по их видам, родам и моделям вагонов, посчитать по каждой модели среднюю дальность перевозки и стоимость предоставления вагона в сутки для грузоотправителя, указав объем транспортировки в натуральном и стоимостном выражении.

Кроме того, ФАС нужны сведения о средних ставках предоставления вагонов "отдельно по каждому их роду, с указанием дат изменений и основных контрагентов, с предоставлением расчетов и письменных пояснений (по ним - ИФ)". Ведомство интересуют ставки суточной доходности, "ставки, рассчитанные с учетом коэффициентов к тарифам прейскуранта "10-01" (содержит регулируемые государством ставки), "фиксированные ставки" - с указанием формул расчета этих показателей. При этом операторы должны раскрыть расходы на деповской и капитальный ремонт подвижного состава, техническое обслуживание и величину "иных расходов, если они входят в ставку предоставления вагонов" - "исходя из годовых затрат".

Кроме того, ФАС нужна информация (в том числе пояснения и расчеты "с приложением подтверждающих документов") о средней стоимости обслуживания вагонов и доходной ставке предоставления с разбивкой по годам, родам (отдельно по подвижному составу с улучшенными техническими характеристиками), а также данные об изменении средней дальности перевозок и перемещения порожних вагонов. Также ведомство хочет получить сведения об отказе РЖД в согласовании заявок на перевозки вагонов - с указанием их номеров и причин отказа.

Помимо этого, ФАС интересуют документы, регламентирующие ценообразование на услуги по предоставлению вагонов, сведения (c разбивкой по родам) о планируемом списании и покупке подвижного состава в 2016-2018 гг. (с указанием причин вывода из активов, и источников для приобретения, соответственно). Среди других запрашиваемых материалов - бухгалтерская отчетность за два года, положение об учетной политике, данные о группе лиц, в состав которых входит компания, совершенных сделках и "иная информация для полного и всестороннего анализа состояния конкуренции на рынке".

"Информация по запросу направляется по электронной почте с обязательной досылкой по почте. Непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган информации, либо предоставление заведомо недостоверных сведений влечет ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (грозит штрафом "для граждан" в 1,5-2,5 тыс. руб.; для должностных лиц - в 10-15 тыс. руб.; для юридических - в 50-500 тыс. руб. - ИФ)", - отмечается при этом в письме.

Запрос получили примерно 20 операторов, уточнил источник "Интерфакса" на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Представитель ФАС заявил агентству, что подобные запросы направляются компаниям "регулярно". "Мы же должны понимать, что происходит на рынке", - отметил собеседник "Интерфаксу". "Анализируем рынок, это наша работа", - добавил он.

Однако источник агентства в одной из компаний, получивших письмо, заявил, что "запрос необычен с точки зрения объема запрашиваемой информации и ее содержания". "Мы такие никогда не получали за 10 лет", - сказал он. По его словам, "особенно проблематичен раздел 3" (о стоимости предоставления вагонов). "С одной стороны, ставки по клиентам у каждого - коммерческая тайна, с другой - непонятна методика и формулы, с третьей - безумный объем с точки зрения всех родов подвижного состава и отражения каждого изменения", - заявил собеседник "Интерфакса".

Представитель еще одного крупного ж/д оператора также подтвердил факт существования письма, отметив, что компания получила его в середине двадцатых чисел февраля и готовит ответ. По его информации, запрос был направлен 16-ти владельцам грузовых вагонов, и все они также готовят информацию для ведомства. Письмо антимонопольное ведомство разослало в рамках поручения министерства экономического развития, в том числе - для проработки вопроса о создании саморегулируемой организации в ж/д отрасли, утверждает собеседник агентства.

"Вообще, идея регуляторов о раскрытии операторами такой информации на ежеквартальной основе появилась еще год назад - тогда компании уже получали подобное письмо, правда, с запросом на меньший объем сведений", - добавил источник "Интерфакса".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс09.03.2016