28-10-16 / 2016
Новости отрасли
ФАС согласна отвязать тарифы Транснефти на нефтепродукты от ж/д, НК опасаются падения маржи НПЗ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает целесообразным отменить увязку тарифов на транспортировку нефтепродуктов по трубопроводам от тарифов на железнодорожные перевозки.

"Мы предлагаем дерегулирование провести таким образом - прекращаем устанавливать тарифы, переходим на механизм ценового мониторинга, но с сохранением компании в реестре естественных монополий", - сказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, выступая на заседании экспертного совета по развитию конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов.

Он подчеркнул, что при отвязке тарифов "Транснефти" от ж/д тарифов, ФАС не видит существенных рисков резкого роста цен на стоимость прокачки топлива по трубе. "Мы говорим о том, что цены ("Транснефти" на прокачку топлива - ИФ) будут находиться на рыночном уровне. Объективных причин для роста цен нет, потому что для "Транснефти" это означает потерю доли рынка", - сказал А.Голомолзин. Возможности "Транснефти" по повышению тарифов на транспортировку нефтепродуктов по основным маршрутам в настоящее время ограничены или отсутствуют совсем, так как при их повышении транспортировка ж/д транспортом будет более конкурентна, считает ФАС.

А.Голомолзин добавил, что, если это все-таки произойдет, ФАС может применить меры антимонопольного регулирования в виде оборотных штрафов.

Вопрос о дерегулировании тарифов "Транснефти" будет рассмотрен на правлении ФАС, сказал он.

Замглавы ФАС отметил, что в настоящее время РЖД имеет возможность устанавливать повышенные тарифы на транспортировку нефтепродуктов в рамках тарифного коридора. Пользуясь этим правом, РЖД устанавливает тарифы на максимальном уровне, но при этом может и давать скидки по отдельным направлениям, в то время как "Транснефть" лишена такой возможности.

"Мы видим агрессивную конкуренцию со стороны РЖД", - отметил на заседании экспертного совета первый вице-президент "Транснефти" Максим Гришанин. Так, по его словам, РЖД недавно дали скидку на транспортировку дизельного топлива для одного из НПЗ в Центральном регионе в размере почти 40%. "В результате все дизтопливо с этого завода поехало по ж/д", - сказал он.

"Транспортировка нефтепродуктов в выручке "Транснефти" составляет менее 10%, поэтому мы считаем, что деятельность "Транснефти" по транспортировке нефтепродуктов может быть дерегулирована", - подчеркнул М.Гришанин.

В свою очередь, нефтяные компании высказывают опасения резкого роста тарифов "Транснефти", что может привести к снижению рентабельности НПЗ, особенно в условиях "налогового маневра". "Нам не очень нравится позиция по дерегулированию, потому что это может привести к неконтролируемому росту тарифа и невозможности его опротестовать. Очень сильно беспокоит состояние сегмента downstream в условиях "налогового маневра", как мы знаем с 2018 года обсуждается вопрос отмены пошлин без компенсирующего механизма", - сказал на заседании представитель "Роснефти".

"На сегодняшний день тарифы кратно выше, чем маржа нефтепереработки, поэтому любое изменение тарифов вверх сопряжено с тем, что мы попадаем в еще более сложные условия по поддержанию переработки на хорошем экономическом уровне", - добавил он. В результате НК будут вынуждены либо повышать цены на топливо, либо нести дополнительные издержки.

В настоящее время тарифы на транспортировку нефтепродуктотрубопроводным транспортом ограничены максимальным коэффициентом 0,7 со стоимостью транспортировки по железной дороге по аналогичным направлениям.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс28.10.2016