24-02-11 / 2011
Новости отрасли
ФАС России одобрила проект Регламента предоставления группой лиц в составе РЖД, ПГК, ВГК вагонов грузоотправителям

Наверное, как никогда прежде клиенты РЖД ждут прихода весны. ФАС России одобрила проект Регламента предоставления группой лиц в составе ОАО «РЖД», ОАО «ПГК», ОАО «ВГК» вагонов грузоотправителям (в том числе для выполнения повагонных отправок) и рекомендовала до 1 марта направить в антимонопольное ведомство утвержденный в установленном порядке документ.

Напомним, что в соответствии с регламентом вышеперечисленные компании должны предоставлять подвижной состав по тарифам не выше установленных в Прейскуранте № 10-01. Это своеобразный ответ надзорного органа на многочисленные жалобы грузовладельцев, столкнувшихся с тем, что их заявки с сокращением инвентарного парка перестали удовлетворяться в полном объеме, а рост рыночных ставок по отдельным позициям превысил 100% от уровня 2009 года.

Как отметили в ФАС, документ разработан в целях обеспечения конкуренции и недопущения создания дискриминационных условий для грузоотправителей, грузополучателей, экспедиторов, операторов, иных физических (юридических) лиц, владеющих вагонами, контейнерами на праве собственности или ином праве. Официальные комментарии ПГК и ВГК в целом разделяют эту позицию, но в ходе неофициального обмена мнениями специалисты компаний обращают внимание на то, что благих рыночных целей фактически пытаются достичь неэкономическими, административными методами.

Зато с антимонопольщиками абсолютно солидарны грузовладельцы. «Появление неразберихи с условиями поставки и ценой полувагонов создает реальную угрозу остановки нашего предприятия, – отмечает начальник отдела сбыта ООО «Вишневогорский ГОК» Валерий Ремденок. – С весны прошлого года мы столкнулись с тем, что обеспечить стабильность поставок становится все сложнее, притом что доля транспортных расходов в стоимости нашей продукции неуклонно растет».

Впрочем, операторы, в свою очередь, высказывают недоумение, почему обеспечение развития одних должно осуществляться за счет других. Кроме того, есть опасность, что складывавшаяся годами система перейдет в неустойчивое состояние.

Действительно, по мнению ряда специалистов, пока неясно, каким образом будут одновременно сосуществовать два сегмента рынка, когда три компании станут оказывать услуги в рамках жестко регламентированных правил, а остальные участники – исходя из реально сложившейся рыночной конъюнктуры. Самое главное – кто захочет обращаться к частнику, если в соответствии с регламентом «дочки» РЖД обязаны удовлетворить любую заявку, поданную с соблюдением формальных требований. Впрочем, по мнению старшего юриста коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Олега Москвитина, эта мера является временной – вводимой на период доминирования ПГК и ВГК. Первый вице-президент ООО «МТК «ЮниТранс» Иван Качура отмечает, что процесс организации железнодорожных перевозок для мелких грузовладельцев осложняется многими факторами – прежде всего отсутствием стабильной, постоянной грузовой базы. С этим связаны значительные трудности планирования перевозок и поиска свободного подвижного состава у частных компаний. «Однако же регулировать предел такого повышения должен сам рынок, поскольку стоимость любой услуги определяется на границе между спросом и предложением, – подчеркивает И. Качура, – и ставки на железнодорожные грузоперевозки не являются исключением. Кроме того, необходимо учитывать условия и тарифы, действующие на других видах транспорта и при альтернативных способах доставки». В конечном итоге именно от грузовладельца зависит, готов ли он принять предлагаемые условия транспортировки, корректируя, таким образом, запросы владельцев подвижного состава. Соответственно, единственным выходом для мелких грузовладельцев, по мнению операторов, сейчас будет являться максимально быстрая выработка механизма, позволяющего им приспособиться к новым реалиям рынка железнодорожных перевозок.

«Настоящие плоды может принести лишь комплекс мер, включая создание той самой биржи вагонов, если к ней получат реальный доступ независимые операторы. К образованию и функционированию такой площадки организационных и юридических вопросов не меньше, чем к текущей версии проекта регламента РЖД-ПГК-ВГК. Тем не менее идея очень интересная, – отмечает О. Москвитин. – Впрочем, площадка – это только вопрос инфраструктуры рынка, слабая сторона которого применительно к озвученным проблемам грузоотправителей – отсутствие сильной конкуренции за клиента в различных по масштабу заказов сегментах».

По мнению большинства экспертов, проблема имеет, прежде всего, экономические корни и тесно связана с высокой экономической концентрацией на рынке операторских услуг. В отсутствие значительного числа вагоновладельцев, заинтересованных в выполнении даже небольших заказов с коротким плечом, грузоотправители будут продолжать сталкиваться со сложностями в выполнении заказов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru22.02.11Свобода договора в рамках прейскуранта