21-03-17 / 2017
Новости отрасли
ФАС прорабатывает дерегулирование ж/д тарифов в отдельных сегментах перевозок

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ изучает вопрос о дерегулировании ж/д тарифов в отдельных сегментах перевозок.

"Мы прорабатываем возможность дерегулирования отдельных сегментов. Сейчас дискутируем по поводу контейнерных грузов. Может быть, другие виды грузов", - заявил советник руководителя ФАС Павел Шпилевой на ежегодной транспортной конференции "Ведомостей" во вторник.

"Надо постепенно идти к тому, чтобы в тех сегментах, где уже есть конкуренция с автомобильным транспортом, с речным, цену устанавливать самостоятельно", - добавил чиновник. Сейчас железнодорожные тарифы в РФ устанавливает ФАС, но перевозчик и владелец инфраструктуры - ОАО "Российские железные дороги" - может их варьировать в рамках "тарифного коридора".

Кроме того, по словам П.Шпилевого, ФАС прорабатывает с монополией "возможность установления инвестиционных тарифов, когда РЖД смогут предложить тем же нефтяникам вместо трубопроводного транспорта использовать (их - ИФ) услуги". Это может усилить конкуренцию за нефтяные грузы и сохранить на сети "Российских железных дорог" важные для их доходов нефтяные грузы, на которых "держится баланс" компании, отметил чиновник.

Также он напомнил, что ФАС предлагает понизить верхнюю границу "тарифного коридора", в рамках которого РЖД могут варьировать установленные государством ставки, "чтобы постепенно (он - ИФ) работал только на скидки". Выставляя их, перевозчик сможет стимулировать привлечение на свою сеть новых объемов грузов. "Задача возвращения объемов на железную дорогу - это очень важный момент", - подчеркнул П.Шпилевой.

Право варьировать грузовые тарифы в рамках "ценового коридора" "Российские железные дороги" получили в 2013 г. Изначально верхняя граница была установлена на уровне "+13,4%" к действующим ставкам, но в конце 2016 г. ее было решено снизить до "+10%". Нижняя же граница была снижена до "минус 50%" для грузов II (базового) и III (высокодоходного) тарифного классов без ограничения по дальности транспортировки и до "минус 14%" для грузов I (низкодоходного) тарифного класса в пределах 3 тыс. км. В марте "Коммерсантъ" написал, что ФАС предлагает в 2018 г. опустить верхнюю границу до 5%, а с 2019 г. - до 0%, наряду с продлением практики целевых надбавок после 2017 г.

"Нам кажется, что установление целевых надбавок на инфраструктуру на обновление локомотивного парка все же более понятная адресная мера, чем общая индексация - эти средства мы можем проконтролировать. И, в принципе, мы допускаем возможность, что в каком-то виде эти надбавки, когда они будут обсуждены, могут использоваться. Мы посмотрим, как эта надбавка поработает в этом году, какой потребители получат от нее эффект", - заявил в этой связи на конференции П.Шпилевой.

Одновременно, по его словам, ФАС анализирует возможности по снижению издержек монополии: на предмет таких резервов изучаются наиболее крупные договоры. "Потому что при разработке нового тарифного прейскуранта мы исходим из того, что издержки должны быть оптимизированы", - пояснил чиновник, назвав работу с РЖД "нормальной, деловой". Также ФАС предлагает "серьезно ужесточить требования к оценке затрат, системы закупок. "Чтобы была возможность неэффективные расходы не учитывать в тарифах, чтобы они не были перенесены в тариф. У нас и сегодня законодательство достаточно четкое, но мы еще более его ужесточаем", - отметил представитель ведомства.

По словам П.Шпилевого, в работу над новым тарифным прейскурантом вовлечены все ведомства и грузоотправители "в формате совета рынка". "Действующая тарифная система пришла из 1990-х гг. и уже сильно устарела по многим причинам. Мы готовим поправки - первый драфт, черновик, чтобы начать дискуссию", - сказал он.

В свою очередь замглавы министерства транспорта РФ Алан Лушников заявил журналистам в кулуарах конференции, что "в апреле-мае будет выработана позиция всех ведомств", и она будет вынесена на правительство. "Есть определенная бюрократическая процедура: есть (проект - ИФ) постановления, на него должны все дать осознанные замечания и согласования, потом это вносится в правительство, правительство принимается решение", - отметил чиновник.

"Мы находимся в самом старте дискуссии и рано пока высказываться", - заявил он в ходе конференции, уточнив, что пока предложения находятся в обсуждении "даже не на площадке правительства" - рассматриваются "межведомственно". При этом, отвечая на вопрос, сформулирована ли по этому поводу позиция в Минтрансе, А.Лушников обозначил ряд тезисов. "Когда мы говорили об индексации на 2017 г., договаривались, что эта индексация будет исключена из базы (повышения - ИФ) на 2018 г. Поэтому эффективная ставка индексации должна быть не 4%, а меньше", - сказал он.

"Второй тезис. Есть позиция о том, что недополученная тарифная выручка по сравнению с прогнозом может восстанавливаться при очередных тарифных решениях на протяжении последующего периода времени. Такая конструкция прорабатывается. У нас еще есть время, чтобы по ней сформировать окончательную позицию", - добавил замглавы ведомства. Об этой инициативе "Российских железных дорог" на конференции напомнил и вице-президент РЖД Салман Бабаев.

"В течение 2016 г. произошло изменение структуры перевозимых грузов, и у нас общий рост доходов составил всего 3,5%. Разница с 7,5% (рост, который при 9%-ной индексации грузовых тарифов в 2016 г. РЖД предписала выдержать ФАС - ИФ) - это деньги, которые мы недополучили. Да, мы снизили собственные расходы, что-то отложили, что-то отставили не сегодня делать. Но это отложенные вещи, когда-то все равно надо будет восстанавливать инфраструктуру, поэтому это нужно учитывать и в дальнейшем", - сказал топ-менеджер.

"Не одномоментно 4% роста ("недополученных" доходов - ИФ) давать, а учитывать эти деньги, они должны в отрасль вернуться в какой-то период времени", - в то же время, уточнил он. При этом С.Бабаев заявил, что в вопросе повышения грузовых тарифов на 2018 г. РЖД ориентируются на параметры, заложенные в прогнозе министерства экономического развития РФ. "Как есть, мы на это и рассчитываем, говорим - 4% индексации и, к тому же 2% на капитальный ремонт (в 2017 г. - ИФ) - будут убираться", - сказал вице-президент компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.03.2017