26-02-16 / 2016
Новости отрасли
ФАС предлагает создать в ж/д отрасли "совет рынка" для выработки правил его работы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ предлагает создать в железнодорожной отрасли "Совет рынка транспортных услуг" для выработки правил его работы, пишет в пятницу "Коммерсантъ".

Самой идее уже много лет, но в декабре 2015 года она вновь вошла в фазу активного обсуждения, а 13 января письмо на эту тему президенту РФ Владимиру Путину написал глава ФАС Игорь Артемьев, отмечает издание.

На ж/д транспорте фактически нет организованной торговли, пишет чиновник. "Целесообразно выработать правила рынка перевозок, учитывающие интересы всех участников, создать систему прогнозирования баланса подвижного состава и ценообразования на базе коммерческой инфраструктуры", - отмечает глава ведомства. По его словам, это можно организовать на принципах саморегулирования по аналогии с "Советом рынка" в отрасли электроэнергетики, а полномочия и функции организации - установить законом.

В ФАС газете пояснили, основная проблема ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) и операторов - снижение грузооборота. Привлекательность железной дороги, полагают в антимонопольной службе, надо повышать за счет пересмотра тарифного прейскуранта и оптимизации работы рынка - чтобы привлекать малых и средних грузоотправителей с автодорог. Выработкой таких правил может заняться "совет рынка". Альтернативой может быть возврат к оперированию обезличенным вагонным парком "Российскими железными дорогами", если это снизит издержки и повысит клиентоориентированность.

Федеральная антимонопольная служба предлагает структуру "совета рынка" из трех палат - потребителей, производителей (операторы и РЖД) и представителей власти. Возможно, для увеличения веса монополии она получит право вето.

На прошлой неделе инициатива обсуждалась на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, отмечает "Коммерсантъ". В секретариате чиновника изданию сообщили, что сроки обсуждения идеи называть рано. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова поддержали ФАС: "Первый вице-премьер поставил задачу снизить транспортную нагрузку на экономику, снижение грузооборота повышает издержки потребителя. Решить это без повышения привлекательности железной дороги для грузоотправителей невозможно, а для этого нужен баланс интересов", - сказал представитель чиновника.

В РЖД изданию заявили, что "открыты для любых инициатив, направленных на улучшение взаимодействия между участниками рынка, повышение эффективности перевозок". "Тема не вызывает отторжения, но вопрос нужно обсуждать, в том числе и роль данной площадки", - сказал газете представитель Минэкономразвития РФ.

Естественно-монопольная услуга "Российских железных дорог" зарегулирована нормативными актами, заметил собеседник "Коммерсанта" в отрасли, а услуга по предоставлению вагонов - рыночная, и введение "квазирегулирования" нарушает принципы рынка и меняет правила игры, под которые были привлечены основные инвестиции в вагоны (более 1 трлн рублей). Создание экспертной площадки, на которой операторы рынка могли бы общаться с грузовладельцами, инфраструктурой и государством, рационально, считает глава совета директоров "Трансойла" Игорь Ромашов. Но наделение ее регуляторной функцией противоречит структуре сложившегося высококонкурентного рынка, заявил он изданию.

Грузоотправители в целом поддерживают идею. Как заявили изданию в "СУЭКе", структура могла бы решать вопросы баланса парка, справедливых цен, эффективности использования частного парка. По мнению "РусАла", основной задачей "совета рынка" должно быть создание коммерческой инфраструктуры рынка на основе площадки, где может торговаться услуга по предоставлению вагонов на основе спотовых заявок, а в дальнейшем - и "нитки" графика, тяга и прочее. Но участники рынка возражают против заимствования системы торгов с энергорынка.

"Операторская услуга - это не биржевой товар. Рынку предлагается не обезличенный вагон, а комплекс логистических решений, зачастую сформированный под конкретного клиента", - считает И.Ромашов. Источник "Коммерсанта" на рынке ж/д перевозок отмечает, что вагоны отличаются по возрасту и находятся в разных местах в момент подачи заявки. Но, возражают в "РусАле" (MOEX: RUALR), обезличить вагоны можно, указывая в заявках необходимые параметры, при этом возраст и принадлежность значения не имеют.

По мнению ФАС, за основу можно взять организацию рынка агрегаторов такси. Источник газеты на рынке ж/д перевозок пояснил, что ближайший порожний вагон мог бы автоматически захватываться системой, потом отдаваться в другом месте, а с владельцем рассчитываться по формуле, утвержденной в договоре о присоединении к рынку. Но, заметил другой собеседник издания, идея рынка по принципу агрегации сулит высокие доходы тому, кто ее реализовал, но, судя по тому, что пока ничего не получилось, затруднения при реализации слишком серьезны.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.02.2016