08-02-16 / 2016
Новости отрасли
ФАС предлагает привязать ж/д тарифы на экспорт грузов к их цене на FOB

 Идея привязать железнодорожную тарифы на перевозку экспортных грузов к их цене на FOB (стоимость продукции, включая погрузку на борт судна) прозвучала 4 февраля на совещании межведомственной рабочей группы по вопросам развития ж/д транспорта под руководством вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, пишут в понедельник "Ведомости" со ссылкой на источники, близкие к топ-менеджеру одного из крупных операторов, и в ОАО "Российские железные дороги".

"Оба приписывают идею Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ", - уточняет издание, добавляя, что днем позднее в РЖД прошло совещание, где представители монополии выдвинули похожую идею - подумать о привязке тарифа к экспортной цене груза для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и привлечения дополнительных грузов. За основу компания предлагает брать среднюю цену товара на бирже той страны, куда отправляется товар, пояснил газете источник в РЖД. Конкретной формулы, по его словам, пока нет.

Еще одно предложение ФАС, о котором говорят собеседники "Ведомостей", сводится к отмене регулирования железнодорожного тарифа на коротких маршрутах, где доминирует другой вид транспорта. Сама монополия, уточнил изданию собеседник в РЖД, рассматривает возможность не свободного ценообразования на "коротком плече", а предоставления грузоотправителям скидки до 55%.

Кроме того, "Российские железные дороги" хотели бы расширить границы "тарифного коридора" на коротких расстояниях - до 3 тыс. км. Речь, по информации собеседника газеты в компании, идет о повышении максимально возможной скидки в пределах тарифного коридора до 25% (сейчас предел - "минус 12,8%"). Еще в декабре 2015 г. это решение одобрила ФАС: повышение скидки, объяснял советник руководителя службы Павел Шпилевой, вернет на сеть высокодоходные грузы.

Стоимость груза в рублях не всегда показательна, в то же время заявил "Ведомостям" представитель "РусАла" . Большинство экспортных товаров из-за девальвации подорожали в рублях, но это сопровождалось падением их экспортной цены и существенным сокращением внутреннего рынка. Снижение предельной скидки до 25% он также считает опасным: тогда пределы колебания тарифа будут составлять около 40% (от "минус 25%" до "плюс 13,4%") и затраты станут непредсказуемыми.

Тарифы на доставку разных грузов и сейчас различаются более чем в 2,5 раза, а так разница будет достигать 4 раз, заметил собеседник издания. Дать большую скидку на коротком расстоянии - значит еще и поставить производителей одних регионов России в более выгодное положение, чем других: например, этой скидкой не смогут воспользоваться предприятия Сибири, сказал представитель "РусАла". Возражает он и против отмены тарифного регулирования на коротких маршрутах: есть предприятия, для которых даже на таких участках нет альтернатив железной дороге.

Другие опрошенные "Ведомостями" грузоотправители не стали комментировать предложения ФАС и РЖД. Представитель ведомства отказался от комментариев, сотрудник аппарата А.Дворковича не ответил на вопрос газеты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.02.2016