10-03-16 / 2016
Новости отрасли
ФАС опасается резкого роста ставок ж/д операторов при консолидации парков

Железнодорожные операторы, консолидировав большой парк вагонов, могут резко и необоснованно поднять цены на свои услуги, опасается Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ.

"Поэтому ФАС запросила крупнейших операторов предоставить ей данные за 2014 и 2015 гг. о парке вагонов, перевозке грузов, средних ставках предоставления грузового вагона. Операторы также должны раскрыть принципы ценообразования на свои услуги", - пишут в четверг "Ведомости", ссылаясь на представителя ведомства.

Опасения возникли у ФАС из-за планов консолидации парка, который обсуждается операторами и лизинговыми компаниями, отмечает издание. Так, ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания"  (ГТЛК) разработала план "Ураган", который подразумевает сосредоточение у одной структуры около 200-250 тыс. полувагонов, принадлежащих лизинговым компаниям, подконтрольным государству (структурам ВЭБа , ВТБ  и Сбербанка ), "Газпромбанк Лизинга", ПАО "Трансфин-М" (актив НПФ "Благосостояние"), пишет газета.

"Затем вагоны предлагается передать в аренду АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, 100%-ная "дочка" ОАО "Российские железные дороги" ), АО "Первая грузовая компания" (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину), "Нефтетранссервису" или иному оператору. Тот, в свою очередь, должен будет списать около 100 тыс. единиц старого парка и поднять ставку за предоставление вагона с текущих 550-600 руб. в сутки до уровня, предусмотренного прейскурантом "10-01" (содержит регулируемые государством ставки, сейчас - около 830 руб. - ИФ)", - отмечают "Ведомости".

По их оценкам, ФГК, с марта получившая в управление парк ООО "УВЗ-логистик" (актив "Уралвагонзавода"  и его партнеров), которым до сих пор управлял центр фирменного транспортного обслуживания РЖД, и планирующая оформить его в аренду, уже стала крупнейшим оператором полувагонов. Это тоже может оказать давление на цены, опасается ФАС. Если возникнет риск нарушения антимонопольного законодательства из-за злоупотребления доминирующим положением, в том числе коллективным, могут быть приняты меры антимонопольного регулирования вплоть до регулирования вагонной составляющей на уровне текущей доходности плюс 7,5% (уровень индексирования тарифной составляющей), заявил газете представитель ФАС.

Как следует из материалов ГТЛК, тариф при реализации плана "Ураган" не превысит прогноза по инфляции. Так, транспортная составляющая, например, в стоимости угля на условиях FOB не превышает 40% (3% - тариф РЖД, 5% - ставка оператора). При увеличении доходности до 800 руб. доля операторской ставки в конечной цене продукта составит 8%. Но, с другой стороны, текущий уровень доходности большей части парка полувагонов (около 600 руб. без НДС в сутки) позволяет финансировать лишь текущие, деповские и капитальные ремонты и прочее (в совокупности это от 250 до 400 руб. в сутки в зависимости от возраста вагона). И не позволяет операторам приобретать подвижной состав в лизинг или с использованием кредитных средств или в полном объеме обслуживать привлеченные ранее для приобретения подвижного состава кредиты, отмечает генеральный директор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров.

Если ставка на пользование полувагонами останется на текущем уровне, отрасль лишится источников для обновления парка, подчеркивается и в предложениях ФГК, направленных в Совет потребителей РЖД, на которые ссылается издание: "Операторские компании не смогут обслуживать кредиты, взятые под покупку нового парка, что впоследствии может привести к дефициту подвижного состава на сети, невывозу грузов и падению доходов инфраструктуры". Чтобы покупка полувагонов была окупаема, по расчетам "Федеральной грузовой", доходность должна быть около 790 руб./сутки. А при ее текущем уровне вагон не окупить даже за весь его срок службы - 22 года, подчеркивается в материалах компании. С этим согласен и представитель ПГК. За последние годы доходность вагона в сутки снизилась более чем в 2 раза - с 1,2 тыс. до 500 руб., напомнил он газете. "По нашим оценкам, чтобы окупаться в сегодняшних условиях, полувагон "классической" модели должен стоить не более 1 млн руб. либо доходность должна вырасти до прежних показателей в 1,2 тыс. руб. в сутки", - сказал собеседник.

Но ФАС подсчитала, что увеличение вагонной составляющей до 800-900 руб. за полувагон в сутки приведет к дополнительной нагрузке на грузоотправителей в 50-60 млрд руб. Перевозка угля в этом случае подорожает на 19%, руды - на 17%, цемента - на 18%, щебня - на 22%. Дополнительная прибыль, опасается ФАС, пойдет при этом не на пополнение парка, а на погашение существующих долгов операторов или дивидендные выплаты. Ведомство считает, что необходимо сохранить максимальный рост конечной стоимости перевозки для грузоотправителя на уровне 7,5%, пишет издание.

Спрос на полувагоны со стороны "сырьевиков" и так на крайне низком уровне, и никакой возможности платить больше нет, заявил газете представитель СУЭК. За последние 3 года цены на нефть, руду, уголь, металлы и многие другие грузы упали в 2,5-3 раза, напомнил он. Цена морского фрахта и стоимость судов для перевозки навалочных грузов также упали примерно в 3 раза. Только с ноября 2015 г. цены на уголь снизились на 25%. И перспективы не радуют - ожидается, что в 2017 г. уголь подешевеет еще на 20%, сказал представитель компании. Поэтому обсуждаемая консолидация парка полувагонов с перспективой роста ставок до 900 руб./сутки приведет к росту вагонной составляющей для всех грузоотправителей на 70%, а полного тарифа - на 21%, подсчитала СУЭК.

Это удорожание перевозки наложится на 9%-ную индексацию тарифа РЖД в 2016 г. В итоге суммарные издержки на железнодорожные перевозки для всех грузов вырастут на 30% в 2016 г., считают в компании. Можно предположить, что по большинству грузов, особенно высокодоходных, это приведет к дальнейшему снижению погрузки и доходов РЖД, допустил собеседник "Ведомостей".

"Для грузоотправителей удорожание вагонной составляющей критично, но выхода особого нет - платить придется", - сказал газете топ-менеджер крупной металлургической компании. "Традиционно железнодорожные перевозки могут быть заменены на авто только на коротких расстояниях, на тысячах километров перевозка автомобилями однозначно дороже. Даже если и будет некоторое удорожание, вряд ли все массово пересядут с железнодорожного на автотранспорт на длинных расстояниях", - отметил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.03.2016