19-09-17 / 2017
Новости отрасли
ФАС не справилась с холодом

Правление Федеральной антимонопольной службы ФАС 14 сентября отложило вопрос об изменении Прейскуранта 10-01 и выравнивании тарифов на железнодорожные перевозки универсальных и рефрижераторных контейнеров.

Конкуренция не позволила изменить тарифы на перевозку рефрижераторного подвижного состава. Как пояснили "Гудку" в ОАО "РЖД", служба приняла во внимание необходимость принятия более взвешенного решения, которое бы обеспечивало возможность организации конкурентного рынка при перевозках во всех видах рефрижераторного подвижного состава.

Пресс-служба ФАС не смогла предоставить оперативный комментарий.

Предложение рассмотреть возможность выравнивания тарифов на перевозку универсальных и рефрижераторных контейнеров содержится в резолюции Госсовета, посвященном развитию рыбной отрасли, который состоялся в конце 2015 года. Рыбаки и чиновники тогда высказали озабоченность тем, что рыба с Дальнего Востока едет в центральную часть России по более высокой цене, чем контейнеры с грузом из Китая.

Согласно Прейскуранту 10-01 для рефрижераторных контейнеров установлен повышающий коэффициент 1,5 по отношению к цене второго тарифного класса.

Как пояснили в Департаменте методологии тарифообразования, экспертизы, анализа применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок ОАО "РЖД", более высокая стоимость установлена с учетом технологических особенностей перевозки, которая предполагает повышенное внимание к обслуживанию и более высокую скорость доставки согласно правилам перевозок скоропортящейся продукции. Учитывается стоимость в перевозках другим подвижным составом (рефсекциями, вагонами-термосами, изотермическими вагонами) и состояние рынков. Так, стоимость пищевой продукции и того, что везут в универсальных контейнерах, различна. Они предназначены для разных рынков, и на них железнодорожникам приходится конкурировать еще с автомобильными перевозчиками.

"Кроме того, последние годы для развития международных транспортных коридоров и перевозок универсальных контейнеров мы по решениям правительства дали им несколько тарифных преференций", – напомнили в департаменте.

Неделю назад в РЖД объявили о введении скидки в 13,4% в рамках тарифного коридора (от плюс 10% до минус 50%) для привлечения большего объема дальневосточной рыбы на железнодорожный транспорт. При этом, как отмечают в компании, растет объем перевозок тихоокеанских морепродуктов ускоренными поездами. В январе – августе 2017 года отправлено 108 ускоренных рефрижераторных поездов, груженных тихоокеанскими морепродуктами общим весом более 205 тыс. тонн (рост в 1,7 раза к аналогичному периоду прошлого года). Правда, погрузка за восемь месяцев сократилась на 3%.

Сами операторы подвижного состава выступают за снижение стоимости перевозки. По словам президента Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Виталия Момота, стоимость транспортировки рефрижераторного контейнера с Дальнего Востока в целом составляет 180 тыс. руб., поскольку приходится доплачивать еще и за скорость, в то время как универсальные едут за 80 тыс.

"В 2012 году ФАС и РЖД установили тарифы так, что перевозки в рефконтейнере оказались самыми дорогими из всего рефрижераторного подвижного состава, – объяснил Виталий Момот. – А ведь именно рефконтейнер сегодня является самым передовым и удобным видом перевозки скоропортящихся продуктов в мире, обеспечивающим мультимодальность. Сейчас он единственный (на сети осталось очень небольшое количество рефсекций, которые поддерживают температуру. – Ред.) способен обеспечить перевозку рыбы с Дальнего Востока при заданных параметрах температуры. И нужно сделать так, чтобы именно в нем было выгодно возить пищевую продукцию".

Однако в РЖД замечают, что снижение обоснованной цены на перевозку в рефконтейнерах повлечет за собой неизбежный пересмотр цен на перевозку и в другом подвижном составе, притом что никто не собирается субсидировать компании неизбежные финансовые потери.

Кроме того, компания неоднократно указывала, что доля стоимости железнодорожной перевозки в килограмме рыбы составляет от силы 8–10%, и ее снижение заметным образом не отразится на конечной цене продукции. Конечная цена складывается из нескольких факторов, в том числе более весомых, как цена со стороны оператора, стоимость обработки в порту и хранения в холодильниках. К примеру, на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре этого года Росрыболовство отметило, что более половины морозильных мощностей в дальневосточных портах изношено, а их емкость составляет всего 86 тыс. тонн при годовом обороте в 850 тыс. тонн рыбы, в то время как нужно по крайней мере в три раза больше. По данным же Минсельхоза, в розничной цене на рыбу от 20 до 30% составляет доля различных посреднических структур, а еще 15% приходится на торговую наценку.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.09.2017