16-10-15 / 2015
Новости отрасли
ФАС настаивает на 2-этапном повышении грузовых ж/д тарифов, в среднем по году на 5,5%

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ продолжает отстаивать позицию о меньшей индексации грузовых железнодорожных тарифов в начале 2016 года.

"Мы боремся за то, чтобы железная дорога не получила 10%-ную индексацию, хотя и это будет "инфляция минус", а получила только 5,5%, и считаем, что там есть огромные возможности, чтобы этот тариф резко снизить и вернуть грузовую базу", - заявил глава ФАС Игорь Артемьев на конференции газеты "Ведомости" в пятницу в Москве.

В беседе с журналистами он уточнил, что 5,5%, по мнению ведомства, должна составить среднегодовая индексация. При этом ведомство продолжает настаивать на двухэтапном повышении тарифов. "Наши расчеты показывают, что такой тариф мог бы быть (увеличен на - ИФ) примерно 5,5%, разделенных на двукратное повышение: одно с 1 января, второе с 1 июля. Это общее среднегодовое (повышение - ИФ)", - сказал чиновник.

Ранее ФАС выдвигала предложение о двухступенчатом повышении грузовых ж/д тарифов в 2016 г. и без субсидий для ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) : в начале I полугодия - на 4,5%, в начале II полугодия - на 5%. "В среднем по году это будет 7,4%", - отмечала замглавы управления контроля транспорта и связи ведомства Наталия Яковенко.

Идея двухступенчатого повышения тарифов увязана с оптимизацией закупок "Российскими железными дорогами", уточняла она. "По мнению службы, вторая индексация должна быть проведена с учетом того, что РЖД реализуют ряд мероприятий, направленных на снижение и оптимизацию своих затрат по закупкам. Основная проблема - это закупочная деятельность РЖД. Ее надо оптимизировать, снижать издержки", - говорила чиновница.

Кроме того, монополия должна компенсировать недополученные от меньшей индексации средства, привлекая дополнительные грузы, заявляла Н.Яковенко "Интерфаксу". В этой связи ФАС готова менять правила применения тарифного коридора (ж/д перевозчик уже несколько лет имеет право варьировать тарифы в диапазоне от "минус 12,8" до "+13,4%" к ставкам, установленным государством).

В то же время, министерство экономического развития РФ предлагало индексацию на 10% без компенсаций монополии, министерство транспорта РФ - также на 10%, но с 40 млрд руб. субсидий. В начале октября источник "Интерфакса" в Минтрансе говорил, что РЖД готовы "ужаться" до 27 млрд руб., а на этой неделе президент компании Олег Белозеров заявил, что компании хватит и 22 млрд руб. субсидий при 10%-ной индексации.

Вопрос об индексации тарифов обсуждался в конце прошлой недели. "Принято решение о (его - ИФ) дополнительной проработке в течение сегодня и завтра все-таки с позиции антимонопольной службы", - говорил этом первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. ФАС считает, что повышение тарифов на 10% с 1 января 2016 г. является чрезмерным, и необходимо посмотреть на дополнительные резервы самой компании с тем, чтобы тарифы были чуть ниже, уточнял он.

"Нам представляется, что при отказе от субсидии повышение тарифов (на 10% - ИФ) было бы оправданно. Мне тоже это представляется оправданным, поскольку не запрашивается такой большой объем субсидий, который раньше просили РЖД. Об этом сейчас и речи нет", - в то же время замечал И.Шувалов.

Позднее источник "Интерфакса" в финансово-экономическом блоке правительства говорил, что по итогам встречи принципиальной осталась позиция кабинета министров об индексации тарифов на 10% без субсидий РЖД, а любые ассигнования должны уменьшать рост тарифа на соответствующую расчетную величину (1 процентный пункт индексации - это около 10-12 млрд руб. компенсаций из федерального бюджета). По этому поводу планируется как минимум еще одно совещание, отмечал собеседник агентства.

В тот же день министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что субсидии в 2016 г. планируется направлять только на пассажирские ж/д перевозки, а для грузовых субсидий не предусмотрено. "Окончательное решение еще не оформлено, но с высокой степенью вероятности (индексация составит - ИФ) 10% - на грузовые перевозки", - сказал он. Тем не менее, министр отметил, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил И.Шувалову еще раз вместе с Минэкономразвития, Минтрансом и ФАС обсудить этот вопрос.

И.Артемьев в пятницу заявил, что Д.Медведев поручил учесть позицию ФАС об индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2016 году на 5,5%. "Насколько (она - ИФ) будет, я не знаю, но мы ведем активный диалог с другими регуляторами и соответствующими регулирующими вице-премьерами, объясняя, какие еще издержки можно было бы исключить в работе "Российских железных дорог" и чтобы РЖД вернули свою грузовую базу", - заявил чиновник журналистам на конференции "Ведомостей". "Может быть, мы правы, может, мы неправы, мы не претендуем на истину в последней инстанции. Мы этот диалог продолжаем", - добавил он.

Н.Яковенко ранее заявляла, что параметры индексации грузовых ж/д тарифов окончательно будут определены в конце октября. Это сделает "коллегиальный орган, созданный в ФАС", в составе которого "присутствуют все соответствующие министерства и ведомства", в том числе Минтранс и Минэкономразвития.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс16.10.2015