28-09-18 / 2018
Новости отрасли
ФАС хочет дополнительного снижения ж/д тарифов при росте грузооборота сверх плана

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила приказ об индексации грузовых железнодорожных тарифов в долгосрочном периоде (до 2025 г.).

Документ опубликован на официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Он, в частности, предполагает, что в 2019 г. ставки будут повышены на 3,5% (ранее эту цифру Минэкономразвития приводило в прогнозе социально-экономического развития).

Порядок индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2019-2025 гг. по принципу "инфляция минус" был утвержден правительством в конце 2017 г. Уровень повышения представляет собой среднее арифметическое фактического роста потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных - на следующие два года - минус 0,1 процентного пункта.

В то же время на 2019-2025 гг. была сохранена целевая 2%-ная надбавка, вводившаяся на 2017 г. для дополнительного финансирования капитального ремонта пути: то есть фактически из базы расчета тарифов ее было решено не исключать. Кроме того, к базовой индексации на 3,9% в 2018 г. введена еще одна дополнительная, 1,5%-ная надбавка, призванная компенсировать расходы владельцу инфраструктуры (на большей части РФ это РЖД), связанные с корректировкой налогового законодательства. Предполагается, что она будет действовать до 2022 г.

При этом ФАС хотела бы зафиксировать условие: если в течение долгосрочного периода регулирования грузооборот снижается относительно параметров, включенных в долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО "Российские железные дороги" (должна быть утверждена до 31 декабря 2018 г.), то при верстке финансового плана на последующий год компания должна "принимать меры" по сокращению физических и стоимостных объемов инвестиционной программы за счет "мероприятий, имеющих более низкий приоритет", а также дополнительному привлечению кредитов, займов и "иных нетарифных источников".

Если грузооборот увеличивается относительно прогнозного, то РЖД должны увеличивать capex за счет "окупаемых мероприятий, направленных на обоснованное увеличение пропускных мощностей", дополнительно снижать тарифы на грузовые перевозки, "если такое снижение тарифов обеспечивает прирост грузооборота в интересах экономического развития", а также возвращать ранее привлеченные кредиты и займы.

Прогноз индексации грузовых ж/д тарифов и динамики грузооборота ОАО "РЖД " в 2019-2025 гг (млрд т-км):

2019 г.2020 г.2021 г.2022 г.2023 г.2024 г.2025 г.Индексация грузовых ж/д тарифов+3,5%+3,6%+3,9%+3,8%+3,9%+3,9%+3,9%Грузооборот: - без учета порожнего пробега *2702,72817,72938,43070,03216,33372,03536,7---динамика+4,2%+4,3%+4,5%+4,8%+4,8%+4,9%н/д **- с учетом порожнего пробега3433,43573,53720,43880,64058,44246,54445,5--- динамика+4%+4,1%+4,3%+4,6%+4,6%+4,7%н/д **

* - согласно "летнему" проекту ДПР

** - нет данных для расчетов

Кроме того, антимонопольная служба хочет зафиксировать в приказе норму о том, что индексация тарифов ежегодно происходит с 1 января, если "Российские железные дороги" выполняют ряд условий. Во-первых, компания должна будет предоставлять в ФАС "утвержденную в установленном порядке" инвестиционную программу и ее корректировки. В ней должна быть определена приоритезация мероприятий, источники их финансирования и показатели результативности (в том числе должно быть указано, как вырастут пропускные способности сети).

Также "Российским железным дорогам" необходимо будет предоставлять регулятору сведения о состоянии и перспективах изменения мощностей инфраструктуры, в частности - перечень участков, лимитирующих трафик, количественные показатели, характеризующие степень ограничений и их влияние на грузооборот монополии, сроки ликвидации "узких мест", ее ход и данные об изменении грузооборота (с причинами отклонений).

Помимо этого, ФАС хочет получать от РЖД сведения о состоянии и перспективах изменения грузооборота на их инфраструктуре - об изменении грузооборота в разбивке по видам грузов, ключевым отправителям, направлениям перевозки, об отказах в перевозке грузов с указанием причин и сумме недополученного перевозчиком дохода, взаимоувязку изменений грузооборота с решениями по дополнительному снижению тарифов.

Ждет антимонопольная служба и информацию о ходе выполнения президентского поручения по сокращению до семи дней времени железнодорожных перевозок контейнеров, в частности с Дальнего Востока до западных границ РФ, и увеличению контейнерного транзита в 4 раза. Компания в этой связи должна будет предоставлять разбивку по направлениям и портам или сухопутным пограничным переходам, через которые осуществляется такая транспортировка, а также сведения о мероприятиях инвестиционной программы по развитию железнодорожной инфраструктуры, терминально-складского комплекса, подвижного состава и прочих.

Еще один пункт предполагает, что "Российские железные дороги" должны подавать в ФАС данные о снижении затрат, повышении эффективности закупок и сокращении непроизводительных расходов.

В частности, речь идет об информации о снижении затрат в результате соответствующих оптимизационных действиях и целях направления экономии, о нетарифных источниках покрытия расходов (включая прибыль от нерегулируемых видов деятельности), например, о расходах социального характера, добровольного медицинского страхования, необязательных отчислениях в негосударственные пенсионные фонды. Также регулятор хочет получать сведения об увеличении затрат с динамикой выше темпов индексации тарифов (с разбивкой по видам и причинам). Все эти данные должны предоставляться дважды в год - до 1 апреля и 1 октября.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс28.09.2018