10-12-10 / 2010
Новости отрасли
ФАС хочет дать ОАО РЖД возможность брать выведенные из компании вагоны в аренду у ее дочерних операторов, ПГК и ВГК, по ценам не больше ваг...

ФАС разместила на своем сайте проект регламента взаимодействия ОАО РЖД с Первой и Второй грузовыми компаниями (ПГК и ВГК; на 100% принадлежат ОАО РЖД) в части предоставления вагонов грузоотправителям. Согласно документу, ОАО РЖД, которое передало почти все свои грузовые вагоны в ПГК и ВГК, может в любой момент забрать у них подвижной состав. Регламент обязывает компании предоставлять свободные вагоны, если у ОАО РЖД есть клиент с заявкой на перевозку грузов. Обоснованием для отказа может служить лишь невозможность прибытия вагона на станцию погрузки в указанный срок.

В проекте документа отмечается, что для клиента ОАО РЖД стоимость грузовой перевозки в вагонах ПГК или ВГК (которые ОАО РЖД сможет взять на основании регламента) не должна превышать тарифов прейскуранта 10-01. Он действовал по отношению к вагонам ОАО РЖД, но с их передачей в ПГК (более 205 тыс. вагонов) и ВГК (вагоны в процессе передачи, по итогам будет 180 тыс.) фактически стал лишь ориентиром для рыночных ставок. В ФАС говорят, что предлагаемый документ соответствует целям реформы по снижению транспортных издержек грузоотправителей. "Нужно обеспечить грузоотправителю право выбора транспортной услуги и ставок, по которым ему нужна эта услуга", - сказал источник в ФАС. Законодательно не прописано, что грузоотправитель должен иметь свои вагоны, добавляет собеседник.

Гендиректор ПГК Салман Бабаев заявил, что не готов предоставлять материнской компании вагоны. "Если рынок сейчас выше прейскуранта 10- 01, зачем я буду отдавать вагоны дешевле", - говорит он. Однако, уточнил топ-менеджер, в случае принятия регламента ему придется следовать. Однако сам регламент, по словам Салмана Бабаева, не отвечает целям реформы по построению полноценного рынка. "Аналогичным способом можно просто вернуться к системе Министерства путей сообщения", - считает глава ПГК. Телефон гендиректора ВГК Виталия Евдокименко вчера не отвечал.

Как рассказал источник в ОАО РЖД, сейчас у компании осталось порядка 50 тыс. собственного парка. Этим парком выполняются социальные перевозки, а также перевозки для Минобороны. ОАО РЖД по законодательству обязано осуществлять все заявляемые перевозки. Но фактически клиенты обращаются к собственникам подвижного состава и, только заключив договор на аренду, идут в ОАО РЖД с заявкой на перевозку, поясняет источник. Последствия введения регламента в ОАО РЖД оценить затрудняются, отмечая, что это может способствовать консолидации парка в руках монополии. "Но если будет сохраняться дефицит вагонов и ставки на их аренду по-прежнему будут высоки, такая система вряд ли кого-то может заинтересовать", - считает собеседник.

Сейчас ставки частных собственников вагонов колеблются в коридоре плюс-минус 15% от вагонной составляющей государственного тарифа (то есть плюс-минус 2,5% от полной стоимости перевозки), говорит руководитель отдела стратегического маркетинга ЗАО "Евросиб" Алексей Пархомов. Однако гендиректор Независимой транспортной компании (НТК; входит в группу НЛМК) Александр Сапронов утверждает, что сейчас рыночные ставки выше полного гостарифа на 20-45%. Многое зависит от груза и направления, поясняет Салман Бабаев: "Металл везут дешевле прейскуранта, уголь - дороже".

Руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин полагает, что регламент, по сути, направлен на сохранение ОАО РЖД как доступного для всех перевозчика. По его словам, в отношении крупных клиентов ПГК и ВГК будут договариваться о перевозках напрямую. "Мелкие и средние грузовладельцы без этого документа окажутся в очень сложных условиях", - полагает эксперт. Александр Сапронов из НТК соглашается с этим, отмечая, что для мелких потребителей ставки прейскуранта 10-01 вполне привычны, поэтому с принятием документа они не останутся за бортом перевозочного процесса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант10.12.10Железные дороги вернут к прейскуранту