31-03-11 / 2011
Новости отрасли
ФАС и РЖД не могут согласовать проект регламента предоставления группой лиц в составе РЖД, ПГК и ВГК грузоотправителям вагонов

Федеральная антимонопольная служба и ОАО «РЖД» не могут согласовать проект регламента предоставления группой лиц в составе РЖД, ПГК и ВГК грузоотправителям вагонов (в том числе для выполнения повагонных отправок). В РЖД утверждают, что пока неясны условия участия в нём других операторов и время действия самого документа.

Как сообщил представитель ФАС, проект регламента (уже второй ) разработан с учетом антимонопольного и отраслевого законодательства. Согласно ему ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК" при обращении к ним ОАО "РЖД" должны обеспечить перевозчика необходимым подвижным составом. При этом сами РЖД отказать грузоотправителю могут только в строго определенных случаях, предусмотренных в Уставе железных дорог и Перечне критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки. К ним, в частности, относятся технологическая невозможность предоставления запрашиваемых вагонов в срок, невозможность осуществить перевозку из-за введенных конвенций, неправильное оформление перевозочных документов. Как особо подчеркивают в ФАС, отсутствие подвижного состава у перевозчика не является причиной для отказа.

Позиция ФАС фактически состоит в том, что новый вариант регламента не является трехсторонним. "Если у ПГК и ВГК нет вагонов, которые способны осуществить данную перевозку, то РЖД должны обратиться к независимым операторам и железнодорожным администрациям стран СНГ, - говорит источник в ФАС. - Разумеется, согласно Гражданскому кодексу РЖД не могут никого понудить осуществить перевозку, но должны предложить выполнить ее на тех же условиях, что и свои дочерние компании. При этом, чтобы перевозчик не нес необоснованные убытки, ФАС предлагает установить определенный коридор по вагонной составляющей в тарифе".

Однако в РЖД указывают, что включение третьих лиц в регламент сразу ставит множество вопросов. "ФАС предлагает нам в этом случае информировать неопределенный круг лиц о наличии заявок на перевозку, но совершенно непонятно, как это осуществлять, к кому обращаться и что делать, если независимые операторы не захотят везти груз по Прейскуранту 10-01", - говорит заместитель руководителя правового департамента ОАО "РЖД" Алексей Васильев.

Как пояснили в ЦФТО, вопросы эти в техническом плане довольно сложны. В частности, в Уставе железных дорог прописан срок, по которому перевозчик должен согласовать заявку с грузовладельцами и дать ответ. Он не превышает 7 дней. За это время нужно оценить саму возможность перевозки, запросить и убедиться, что необходимого подвижного состава нет у ПГК и ВГК, затем проинформировать других собственников вагонов (а их более двух тысяч), получить от них подтверждение, составить и подписать договор. В установленные Уставом сроки сделать это невозможно, полагают в ЦФТО. А кроме того, существуют еще срочные заявки, и здесь также необходимо продумать механизм действий.

Совершенно непонятен и механизм установления тарифного коридора, который предлагает ФАС. На уровне министерств и правительства пока нет подтверждения, что он будет одобрен. При этом неясно, будет ли он конкурентоспособен с существующими рыночными ставками и позволит ли привлекать подвижной состав независимых операторов.

Еще одним нерешенным вопросом является срок действия этого регламента, поясняет Алексей Васильев. РЖД настаивают, чтобы действие его прекратилось, когда компания вместе с группой лиц перестала бы занимать доминирующее положение в определенном сегменте перевозок. Такая ситуация может сложиться после продажи Первой грузовой компании. Пока ФАС не дает четкого ответа, что произойдет после того, как группа компаний РЖД перестанет доминировать на рынке.

Ранее руководители и ПГК, и ВГК заявили, что, если ФАС примет соответствующее решение, они готовы возить грузы и по ценам Прейскуранта 10-01.

"И для грузоотправителей, и для операторов Прейскурант 10-01 уже совершенно неактуальный документ, - говорит исполнительный директор Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава Дмитрий Королев. - Надо прийти к пониманию того, что тарифы для инвентарного парка исчезли и, чтобы нормально осуществлять перевозки, нужно платить привлекательную вагонную составляющую. Конечно, ФАС никто не может запретить просить оставить этот прейскурант, но это документ из прошлого".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.03.11Неясный регламент