24-10-18 / 2018
Новости отрасли
ФАС готова на пересчет тарифов по закупаемым РЖД грузам при росте цен на них выше прогноза

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ включила в проект приказа об индексации грузовых железнодорожных тарифов (в 2019-2025 гг.) положение о том, что размер повышения может пересчитываться по отдельным видам грузов, закупаемых РЖД, если их рыночная стоимость превышает параметры инфляции, учтенные при расчете роста ставок.

Проект соответствующего приказа регулятора опубликован на официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов regulation.gov.ru.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ МАСШТАБЫ

Действующий порядок индексации по принципу "инфляция минус" был утвержден правительством в конце 2017 г. Уровень повышения представляет собой среднее арифметическое фактического роста потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных - на следующие два года - минус 0,1 процентного пункта. В прогнозе министерства экономического развития РФ до 2024 г., утвержденном в сентябре, говорится, что рассчитанная по формуле индексация ставок в 2019 г. составит 3,5%.

Однако "Российские железные дороги" предлагали рассчитывать индексацию грузовых тарифов по формуле "инфляция минус", ориентируясь на рост цен в промышленности, а не в потребительском секторе, считая, что так будет более справедливо. "Сейчас формула сделана по потребительской инфляции. У нас же основными (объектами потребления - ИФ) являются энергетика, топливо и металлы. Если посмотреть прогноз Минэкономразвития по этим позициям и рост по факту в этом году, можно увидеть разницу. Более справедливо мерять той продукцией, которую ты потребляешь", - заявлял первый замглавы РЖД Вадим Михайлов.

В проекте своей долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 г. монополия приводит параметры только базового сценария прогноза социально-экономического развития РФ, которые на несколько процентных пунктов выше индексации потребительской инфляции. Расчет "инфляции минус" на их основе дает индексацию грузовых тарифов в 2019 г. примерно на 6,375%. По консервативному варианту расчетная индексация чуть ниже - 5,875%. Между тем, "по факту" разница между потребительской и промышленной инфляцией составляет 5 процентных пункта, отмечал В.Михайлов.

ПОДОТЧЕТНАЯ ИНДЕКСАЦИЯ

В нынешней версии проекта приказа ФАС также сохранила условие о том, что индексация тарифов с 1 января каждого года в период 2019-2025 гг. производится, только если "Российские железные дороги" предоставляет регулятору определенный набор информации. В частности, речь идет об инвестиционной программе и финансовом плане компании, включая корректировки, сведениях о состоянии и перспективах изменения пропускных мощностей на ж/д сети. Также ведомство хочет получать данные о состоянии и прогнозах по изменению грузооборота, о снижении затрат, повышении эффективности закупочных процедур и сокращении непроизводительных расходов.

Ждет антимонопольная служба и информацию о ходе выполнения президентского поручения по сокращению до семи дней времени железнодорожных перевозок контейнеров, в частности с Дальнего Востока до западных границ РФ, и увеличению контейнерного транзита в 4 раза. Все эти данные должны предоставляться дважды в год - до 1 апреля и 1 октября. При этом по сравнению с сентябрьским вариантом проекта объем запрашиваемых данных сократился.

Также ФАС планирует установить в прейскуранте параметры для транспортировки твердых коммунальных отходов (ТКО). Классифицируются они по II (базовому) тарифному классу, то есть стоимость перевозки ТКО - выше, чем у массовых грузов (I класс). До настоящего времени минимальная весовая норма (часть формулы тарифа) была установлена только для сортированного пакетированного мусора. Сейчас же ее предполагается установить и для несортированного.

"Минимальная весовая норма - это тоннаж, за который с вагона взимается тариф РЖД, если загрузка ниже нормы. Если выше - плата взимается в зависимости от реального веса. Она установлена как 36 тонн для сортированного и 40 тонн для несортированного мусора в полувагонах и крытых вагонах", - писал в этой связи "Коммерсантъ"

В то же время, в новой версии из документа исчезло условие о том, что, если в течение долгосрочного периода регулирования грузооборот снижается относительно параметров, включенных в ДПР РЖД, то при верстке финансового плана на следующий год компания должна "принимать меры" по сокращению физических и стоимостных объемов инвестиционной программы за счет "мероприятий, имеющих более низкий приоритет", а также дополнительному привлечению кредитов, займов и "иных нетарифных источников".

Если же грузооборот увеличивается относительно прогнозного, то, как считала ФАС, "Российские железные дороги" должны увеличивать capex за счет "окупаемых мероприятий, направленных на обоснованное увеличение пропускных мощностей", дополнительно снижать тарифы на грузовые перевозки, "если такое снижение тарифов обеспечивает прирост грузооборота в интересах экономического развития", а также возвращать ранее привлеченные кредиты и займы. Вопрос должен был обсуждаться на заседании правления ФАС 4 октября, сообщал "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью ведомства. Однако, согласно сайту регулятора, оно было отменено.

НАДБАВКИ В ПРЕЙСКУРАНТ

Правление антимонопольной службы планирует обсудить проект приказа об индексации грузовых тарифов на перевозку грузов на 2019-2025 г. по формуле "инфляция минус" на заседании 25 октября. При этом, как заявлял "Интерфаксу" представитель ФАС, в базу расчета тарифов с 2019 г. предполагается перенести надбавки, аналогичные экспортным, - в размере, который "Российские железные дороги" уставили в 2018 г. в рамках "тарифного коридора".

В своей тарифной заявке монополия предложила сохранить их на уровне 8%, хотя ранее планировалось опустить до 0% (наценки сейчас действуют в отношении всех экспортных перевозок грузов). "Поскольку в рамках "тарифного коридора" экспортная надбавка не действует с 1 января 2019 г., в прейскурант вносятся симметричные поправки на экспортные грузы, выравнивающие тарифные условия 2019 и 2018 гг.", - говорил собеседник агентства.

Проект приказа дополняет прейскурант положениями о повышающих коэффициентах к тарифам на перевозки грузов на экспорт - коэффициентом 1,08 (равноценен 8%-ной надбавке). Исключение сделано только для нефти и нефтепродуктов, а также алюминия и его сплавов. Для экспортируемых автомобилей будет применяться надбавка в 5,4% (коэффициент 1,054).

Также из "тарифного коридора" в прейскурант предполагается перенести наценку (+8%) на импортные перевозки грузов с Украины через сухопутные пограничные переходы на Юго-Восточной и Московской железных дорогах (кроме станций Рудня, Красное, Сураж и Злынка) на станции курского, рязанского и смоленского регионов МЖД, а также столичного региона Октябрьской железной дороги.

Предлагая продлить действие надбавок, РЖД ссылалось на волатильность валюты и курсовые разницы. "Мы бы хотели предложить (их - ИФ) компенсировать, чтобы не отменять 8%-ную надбавку на экспортные перевозки. Мы бы хотели на следующий год предложить ее оставить. Все, что едет на экспорт, "едет" в валюте. Доллар стоил 58 (руб. - ИФ), а сейчас стоит 65. Как-то постараться это компенсировать. Пока заложили на следующий год, там смотрим - год или трехлетка, в зависимости от того, как будет приниматься наша программа", - говорил генеральный директор РЖД Олег Белозеров.

Против сохранения экспортных надбавок выступила ассоциация "Русская сталь", объединяющая крупнейшие компании этой отрасли. Ее президент, основной владелец группы НЛМК (MOEX: NLMK) Владимир Лисин, написал письмо вице-премьеру РФ Максиму Акимову, в котором отметил, что, выступая с подобной инициативой, монополия нарушает ранее принятые обязательства обнулить верхнюю границу "ценового коридора". При этом металлурги отмечали, что "не ясно, о каких потерях от волатильности рубля говорят РЖД": "этот риск не отражен в долгосрочной программе развития, затраты и доходы монополии рассчитываются в рублях, а валютные риски хеджируются поступлениями от транзитных перевозок, номинированных в швейцарских франках".

М.Акимов на это заявил, что правительство РФ будет искать баланс интересов "Российских железных дорог" и грузоотправителей. "С одной стороны, понятно, что в условиях ослабления рубля и довольно стабильных и, прямо скажем, благоприятных цен на глобальных рынках существуют предложения (сохранения - ИФ) экспортной надбавки. С другой стороны, мы понимаем производителя", - отмечал он. Вместе с тем, Совет потребителей РЖД на заседании 17 октября согласился на продление экспортной надбавки к грузовым тарифам в размере до 8% на период до 2025 г., хотя ранее в ДПР фигурировали 2019-2021 гг., писал "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс24.10.2018