27-12-21 / 2021
Новости отрасли
Фактор успеха

Интеграция – ключевой фактор успеха евразийской железнодорожной индустрии

Алексей Гром, генеральный директор АО "ОТЛК ЕРА"

В 2021 году наблюдается стремительное восстановление и рост мировых экономик. В свою очередь резкий рост экономической активности приводит к сопоставимому росту спроса на логистические услуги. Транспортные коридоры являются основными структурирующими элементами современных логистических систем. Их развитие должно отвечать таким глобальным трендам, как обеспечение безопасности, надежности и экологичности перевозок, поддержание роста международной торговли, стимулирование экономического роста стран.

При текущих изменениях на рынке международных грузопотоков как никогда важно развивать транзитный потенциал стран ЕАЭС. Сегмент контейнерных перевозок вдоль Нового шелкового пути можно смело назвать одним из самых быстрорастущих как в евразийской транспортной отрасли, так и в мировой.

В то же время важно быть готовыми к дальнейшим переменам, оставаться гибкими и открытыми для клиентов. Упрощать систему доступа к трансъевразийским коридорам, в том числе путем повышения цифровизации услуг, тем самым повышая эффективность для всех участников рынка: для постоянных пользователей, потенциальных интересантов, наших акционеров, клиентов и партнеров.

По итогам последних пяти лет развития АО "ОТЛК ЕРА" объем перевозок на транзитном коридоре по территориям Казахстана, России и Белоруссии вырос почти в 20 раз. Ежегодный прирост грузопотока в сервисах компании составлял свыше 45%. Обеспечение привлекательности коридора – комплексный процесс, который должен объединять всех участников перевозки. Необходимо быть частью системы международных транспортных коридоров, обеспечивая взаимодействие всех участников на евразийском пространстве, повышая пропускную способность сухопутной логистической цепи, создавая благоприятные условия для транзита грузов при международных перевозках. На трансъевразийском транзитном железнодорожном коридоре мы решаем эти задачи каждый день.

Мы занимались проектно этим направлением деятельности и по очень многим вопросам действительно являемся сегодня таким бенчмарком для других коридоров, которые сегодня применяют те технологии, которые мы начали применять в отношении длины поездов, в отношении наполняемости поездов, в отношении сдвоенных грузовых операций на приграничной инфраструктуре, которые позволяют существенно сократить время, или в отношении развития дополнительных направлений для диверсификации грузопотоков и обеспечения достаточного запаса прочности под рост объемов перевозок.

Так, калининградское направление, развитием которого мы занимаемся с 2018 года – с отправки первого контейнерного поезда по данному направлению, – сегодня демонстрирует кратный рост. В область пришел существенный поток грузов, повлекший в том числе инфраструктурное развитие региона. 1 октября в Калининградской области состоялось открытие нового транспортно-логистического центра "Восток – Запад" на станции Черняховск. С вводом нового терминала в эксплуатацию перерабатывающая способность станции Черняховск увеличится до 450 тыс. ДФЭ в год.

В этом году мы также начали доставлять грузы из Китая в Славков (Польша) с задействованием пограничного перехода Горынь/Удрицк (Белоруссия/Украина). Сервис проходит по территориям Казахстана, России, Белоруссии и далее по территориям Украины и Польши без необходимости осуществлять операции по перегрузу с широкой колеи на узкую.

Уже сегодня по этому коридору регулярно осуществляется перевозка двух поездов в неделю. В наших планах предложить клиентам его использование с частотой отправки не менее одного поезда в сутки.

По итогам 2021 года суммарный объем перевозок в транзитных сервисах ОТЛК ЕРА составит более 680 000 ДФЭ с ростом на 25% к предыдущему году. Доля компании в сегменте транзитных контейнерных железнодорожных перевозок за 10 месяцев 2021 года на направлении Восток – Запад составила 82,5%.

Общая стоимость всех грузов, которые мы перевезли в 2020 году, составила более $31,5 млрд, общая сумма всех грузов, которые мы планируем перевезти в 2021 году, уже приближается к $45 млрд. Мы гордимся, что бренды с мировым именем доверяют свои грузы для перевозки в наших сервисах. В то же время если ранее на товары с высокой добавленной стоимостью приходилось до 80% объемов, то сегодня их доля приблизилась к 40%. Номенклатура грузов существенно расширяется. В сервисах стали также перевозиться грузы низкой ценовой категории, в том числе товары, стоимость которых сопоставима или ниже стоимости затрат на перевозку.

В 2021 году расширение сети маршрутов и локаций ОТЛК ЕРА также происходит рекордными темпами. Так, к нашим сервисам с начала года присоединилось еще 17 новых локаций, из которых 10 располагаются в Европе и 7 в Китае. В свою очередь, за первые 10 месяцев 40 новых маршрутов пополнили транспортную сеть компании, из которых 5 относятся к направлению Европа – Китай и 35 – к направлению Китай – Европа.

ОТЛК ЕРА продолжает развитие. Существенный рост эффективности компании находит отражение в ежегодных рейтингах: обладатель премии, присуждаемой РСПП, в номинации "Динамичное развитие бизнеса", ОТЛК ЕРА третий год подряд входит в "Топ-500 крупнейших по выручке компаний в России" по мнению РБК, впервые по итогам 2020 года также вошла в рейтинг крупнейших компаний РФ "Эксперт-400".

Однако чтобы не подорвать доверие грузоотправителей, еще раз хочу обратить внимание на важность скоординированной работы всех участников перевозок как на пространстве 1520 мм, так и на сопредельных участках колеи 1435 мм на фоне достаточно высокой загрузки провозных мощностей на сегодняшний день. Мы должны постоянно совершенствовать процесс перевозки и повышать конкурентоспособность железнодорожного маршрута.

Внедрение цифровых решений является одним из основных факторов конкурентоспособности транзитных контейнерных железнодорожных перевозок в среднесрочном периоде и может способствовать привлечению на железнодорожные маршруты значительных объемов грузов.

Сегодня участники рынка находятся в поисках технологических решений, позволяющих начать переход к осуществлению перевозок в международном сообщении по железной дороге с применением только электронных сопроводительных документов.

В свою очередь, ОТЛК ЕРА – постоянный участник пилотных проектов по апробированию эффективных IT-инноваций и технологий.

В частности, в ноябре текущего года в сервисах ОТЛК ЕРА была осуществлена тестовая отправка порожних фитинговых платформ с применением только электронной накладной. Состав проследовал на маршруте Брест – Достык/Алтынколь. Данный пилотный проект стал первым шагом по переходу на сквозной электронный формат транзитной накладной для перемещения грузов как по территориям стран – участников ЕАЭС, так и в перспективе на всем маршруте Китай – Европа – Китай.

Сегодня как никогда нужна интеграция ключевых игроков на рынке железнодорожного контейнерного транзита. Интеграция инфраструктур, технологий, компетенций. Именно это становится ключевым фактором успеха для евразийской транспортной системы. Достигнутые хорошие результаты последних лет и устойчивый спрос на услуги со стороны грузовладельцев – надежная база для дальнейшего роста и развития партнерства. Партнерства, основанного на взаимовыгодной кооперации, профессионализме и общем желании сделать нашу индустрию еще более конкурентоспособной, а наш Евразийский континент – еще более успешным.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспортно-логистический вестник РЖД27.12.2021