07-12-15 / 2015
Новости отрасли
Фактор стабильности

Несмотря на сложную финансовую ситуацию, в этом году транспорт работал стабильно и обеспечил все потребности экономики. Как полагают участники панельной дискуссии "Транспорт и экономика: формула взаимозависимости", которая состоялась во время работы "Транспортной недели – 2015", развитие отрасли продолжится и в 2016 году.

Правительство будет поддерживать инвестиции в транспортную инфраструктуру. "Именно в такие сложные экономические периоды мы должны обеспечить стабильную работу системообразующих организаций отрасли, надежность функционирования транспортной инфраструктуры, продолжить реализацию начатых стратегически важных проектов, обеспечить доступность, качество и безопасность транспортных услуг", – заявил, открывая сессию, министр транспорта Максим Соколов.

Несмотря на антикризисный финансовый план и снижение инвестиций, правительство считает необходимыми инвестиции в отрасль: строятся новые суда, дороги, идет подготовка к чемпионату мира по футболу – 2018, увеличивается мощность портов. В железнодорожной сфере реализуется самая обширная программа строительства постсоветского периода: начата реконструкция БАМа и Транссиба, проектирование ВСМ Москва – Казань, строительство 137 км двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск (обход Украины). В декабре будет введена во временную эксплуатацию новая линия Нарын – Лугокан в Забайкальском крае и открыто рабочее движение между станциями Лосево и Каменногорск в Ленинградской области. В следующем году все эти проекты будут реализовываться в полном объеме без снижения темпа и сокращения работ, подчеркнул Максим Соколов.

И это будет востребовано в среднесрочной перспективе, даст толчок для экономики страны.

"Развитие транспортной системы имеет множественные эффекты, – сказал министр транспорта. – Снятие инфраструктурных ограничений дает выход российским товарам к новым рынкам, создает запас пропускных способностей, обеспечивает возможность нашим предприятиям оперативно реагировать на изменения мировой конъюнктуры и предоставляет возможность переключить поставки с запада на восток или обратно, а также на другие направления, в зависимости от конъюнктуры".

"Мы планируем на следующий год увеличить инвестиционную программу на 10% до 432 млрд руб. и рассчитываем в установленные сроки реализовать все перечисленные проекты, – заявил президент ОАО "РЖД" Олег Белозеров. – При этом ведем активные переговоры с владельцами месторождений и промышленных предприятий с целью разработки механизмов совместного привлечения дополнительных инвестиций. Считаем, что привлечение инвестиций в железнодорожную отрасль возможно и сейчас".

Как пояснил руководитель РЖД, по каждому проекту просчитаны экономические эффекты, которые выражаются также в увеличении налоговых платежей и страховых взносов в бюджетную систему России. Только развитие инфраструктуры БАМа и Транссиба принесет в бюджет страны почти 500 млрд руб., в том числе более 100 млрд руб. поступит в бюджеты субъектов Дальневосточного федерального округа.

Как показывает российская практика, у нас существует такой недостаток транспортной инфраструктуры, что все новое становится тут же востребованным. Президент Хозяйственного партнерства "Новый экономический рост" Михаил Дмитриев полагает, что тех 3% ВВП (примерно триллион руб. в год), которые предполагается вложить в транспортную инфраструктуру в период с 2016 по 2020 год, недостаточно, вполне можно вложить и 4% ВВП, при этом не спровоцировав заметной инфляции.

"Эффекты от этих инвестиций ускоряют рост в других отраслях, и средства можно привлечь без дополнительной нагрузки на самих пользователей, и оплачивать инвестиции за счет роста налогов бюджетов различных уровней", – говорит Михаил Дмитриев.

Правда, здесь необходимо сделать так, чтобы эффективность использованных инвестиционных средств была выше. Уже в следующем году Госдума обещает ряд законопроектов, которые закроют очевидные "дыры". Так, председатель комитета по транспорту Евгений Москвичев сообщил, что депутаты работают над законом о выкупе земли, по которому если налоги с нее платятся исходя из кадастровой стоимости, то и выкупаться она должна за соответствующую сумму. А это сразу на 15–20% удешевит любое строительство линейных объектов. Также планируется рассмотреть вопрос о запрете перевозить на автотранспорте сыпучие грузы свыше 40 тонн – эти перевозки нужно отдать железнодорожному транспорту и речному, которые для них и предназначены. Это снизит затраты на ремонт автодорог.

Такая оптимизация позволит убедить финансовые власти страны, что инвестиции в транспорт не приводят к неоправданным расходам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.12.2015