12-09-17 / 2017
Новости отрасли
Фактический capex РЖД в 2016 г. оказался на 13% ниже плана при секвестре по БАМ/Транссибу

Фактический размер инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" в 2016 году оказался на 12,9% меньше изначально закладывавшейся суммы - 376,4 млрд вместо 432,2 млрд руб., следует из проспекта к евробондам в швейцарских франках, которые компания планирует разместить в ближайшее время ("Интерфакс" ознакомился с документом) и аналогичного документа к февральскому выпуску долларовых и рублевых еврооблигаций.

РЖД объясняет это главным образом объявленной правительством политикой по сокращению расходов федерального бюджета в размере до 10%. На этом фоне сокращались вложения в проект по развитию железных дорог на востоке РФ (в том числе Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей). В 2016 г. объем инвестиций на эту программу был урезан почти на 44%. Изначально в инвестиционной программе 2016 г. на эти цели закладывалось 148,6 млрд руб., однако впоследствии эта цифра была сокращена до 93,6 млрд руб., по итогам года вложения составили 88,3 млрд руб. (по предварительной оценке), а в итоге - лишь 83,5 млрд руб.

При этом в февральском проспекте компания отмечала, что действовавший тогда график работ предполагал их смещение во времени на два года, сетуя, что правительство до сих пор "не приняло окончательного решения относительно даты завершения проекта". Замедление в реализации проекта перевозчик объяснял "общим снижением экономической активности в регионе", задержкой с вводом месторождений угля, минерального сырья и производств.

Как сообщалось ранее, программа развития ж/д инфраструктуры на Дальнем Востоке была утверждена правительством РФ в 2013 г. Она предусматривает увеличение пропускных способностей железнодорожных магистралей в направлении портов на 55-66 млн тонн. В частности, предусмотрено строительство более 400 км дополнительных главных путей, более 45 разъездов, завершение развития участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, строительство Кузнецовского и Дабанского тоннелей.

Паспорт инвестиционного проекта предполагал объем его финансирования в размере примерно 562 млрд руб., в том числе 302 млрд руб. должны были выделить "Российские железные дороги", 110 млрд руб. - поступить из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал, еще 150 млрд руб. - из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2014-2016 гг. траншами по 50 млрд руб. ежегодно в обмен на привилегированные акции.

В 2013 и 2015 гг. в рамках проекта правительство выделило 4,6 млрд руб. и 16,9 млрд руб. соответственно, выкупив обыкновенные акции РЖД. В 2015 г. на первые 50 млрд руб. из Фонда национального благосостояния были выкуплены "префы". "Компания рассчитывает получить оставшиеся 100 млрд руб. и 88,5 млрд руб. за привилегированные и обыкновенные акции, соответственно, на более позднем этапе", - отмечала монополия в февральском проспекте.

С тех пор, однако, тема получила новый импульс. На совещании о реализации крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке 3 августа в Амурской области президент "Российских железных дорог" Олег Белозеров сообщил, что компания предлагает сдвинуть выделение последнего транша из ФНБ в сумме 50 млрд руб. на проект - с 2019 г. на 2018 г. При этом в 2017 г., по его словам, компания планирует получить еще 50 млрд руб. средств фонда. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в этой связи заявил, что перенос последнего транша возможен. По итогам совещания президент РФ Владимир Путин поручил правительству удовлетворить просьбу РЖД.

Согласно проспекту нынешних евробондов, "пик" затрат на проект в действующем графике приходится на 2018 г. - 128,2 млрд руб., тогда как в 2017 г. они ожидаются на уровне 95,8 млрд руб., а в 2019 г. - 94,4 млрд руб. При этом компания сохранила ту же разбивку, что и в февральском документе. Это касается и общей программы капитальных затрат. Проспект, как и ранее, содержит цифры планируемых инвестиций: в 2017 г. - 459,5 млрд руб., в 2018 г. - 410,1 млрд руб., в 2019 г. - 373,5 млрд руб. В то же время О.Белозеров еще в июне говорил, что дополнительные расходы по ряду проектов заметно увеличат capex компании в 2017 г. "Инвестиционная программа компании будет корректироваться (изначально была сверстана в объеме 389 млрд руб. - ИФ). Она уже скорректирована до 495 млрд руб., но мы ее хотим увеличить еще, примерно до 510 млрд руб.", - заявлял топ-менеджер. Дополнительные средства, по словам главы РЖД, должны, в том числе, пойти на проекты в московском ж/д узле, на "обход Украины".

Развитие столичной железнодорожной инфраструктуры в московском транспортном узле, согласно проспектам, "сгладило" общее сокращение инвестиций и в 2016 г. (хотя в итоге они оказались чуть ниже февральских ожиданий). Кроме того, больше средств в прошлом году пошло по ликвидацию "узких мест" в целом по РФ и повышению транспортной доступности пассажирских перевозок. Подросли инвестиции в "обход Украины" и проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань. В то же время, в 2016 г. сократились вложения в развитие подходов к портам юга РФ и на 6,4 млрд руб. - в строительство линии Междуреченск-Тайшет, обеспечивающей выход на магистральные линии грузов с месторождений Тувы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.09.2017